16 ноября, 2021, 9:30
Обновлено 9:30

Ученые рассказали, как получить супериммунитет от коронавируса

Андрей Гольев
© Pixabay

Самый сильный иммунный ответ на коронавирусную инфекцию — у тех, кто переболел, а потом, спустя 6 месяцев, вакцинировался. Ученые связывают это с тем, что у таких граждан уже есть B-клетки памяти, которые активируются вакциной. В результате формируется наиболее стойкий гибридный иммунитет с широким спектром антител, пишет РИА Новости.

Что такое гибридный иммунитет

Еще весной ученые заявили, что у перенесших коронавируса уровень антител после одной дозы вакцины был на порядок выше, чем у получивших две дозы, но ранее не болевших. Последующие исследования это подтвердили.

Организм человека защищают специальные молекулы — антитела, вырабатывающиеся при первой встрече с вирусом или вакцинировании. Через некоторое время они исчезают, однако память о них хранят В-клетки и при повторном заражении снова запускают синтез антител. Это называется гуморальный иммунитет.

Еще существует клеточный иммунитет, обеспечиваемый Т-лимфоцитами. Т-киллеры уничтожают пораженные вирусом клетки, а Т-хелперы активируют Т-киллеры и В-клетки.

В Великобритании выяснили, что у перенесших коронавирус и затем вакцинированных больше B-клеток, потому что их организм уже встречался с живым вирусом. Антитела, специфические к разным элементам вируса, сформировавшиеся при болезни, дополняются после прививки нацеленными конкретно на спайковый белок, который обеспечивает вирусу доступ в клетки. Усиливается также первая линия защиты — Т-клеточный иммунитет.

Защита от новых штаммов

Гибридный иммунитет повышает эффективность иммунных механизмов, в том числе общих, которые не зависят от конкретного варианта вируса.

Американские ученые установили, что у перенесших коронавирус и позднее получивших одну дозу вакцины было примерно в 100 раз больше нейтрализующих антител к «южноафриканскому» бета-штамму SARS-CoV-2, чем у перенесших заболевание, но не привитых, и в 25 раз — чем у просто вакцинированных граждан. Хотя все были заражены в свое время исходным «уханьским» штаммом.

Специалисты объясняют это дополнительным активированием В-клеток памяти. Кроме основной функции — производить идентичные антитела при повторном инфицировании тем же вирусом — у них также есть дополнительная: кодировать библиотеку мутаций антител, создавая запас иммунологических вариантов «на всякий случай».

Зависит ли гибридный иммунитет от степени тяжести заболевания

Ряд исследований, посвященных изучению действия вакцин от коронавируса на переболевших, включали как среднетяжелые, так и бессимптомные случаи. При этом усиленные иммунные ответы наблюдали в обеих группах, поэтому прямой связи здесь нет.

Почему переболевшим коронавирусом надо прививаться

При заражении COVID-19 иммунная система сталкивается с цельным вирусом и в течение нескольких дней после инфицирования выстраивает оборону против всех его элементов. Со временем эта оборона становится слабее, то есть уровень антител снижается. При этом тесты не показывают, какие исчезли, а какие остались.

Вакцинация позволяет усилить специфическую реакцию иммунитета на конкретную часть вируса — S-белок, с помощью которого он попадает в клетку и формирует соответствующие антитела. Добавление антител к уже имеющимся лишь усилит иммунный ответ и не причинит вреда. Проведенные исследования это подтверждают.

Через какое время после болезни делать прививку

Ученые выяснили, что естественный иммунитет, который был приобретен в результате болезни, сохраняется от 6 до 12 месяцев. Как на него влияют новые, более заразные штаммы, такие как дельта, пока что не понятно. Однако для них антител нужно больше.

Минздрав РФ рекомендует прививаться спустя полгода после перенесенного заболевания. Это распространяется и на тех, кто вакцинировался до заражения.

Хватит ли переболевшим одной дозы вакцины

Многие научные исследования указывают на принципиально разную динамику образования антител при вакцинации неинфицированных и тех, кто уже встречался с «ковидом». У первых, как говорят, «наивных» пациентов, титры антител последовательно увеличиваются после первой, а затем второй дозы вакцины. У переболевших в свою очередь после первого укола антитела экспоненциально увеличиваются в течение 5-18 дней, достигая высокого уровня, и выходят на плато. Вторая доза не оказывает почти никакого влияния, поэтому, как считают итальянские и британские ученые, она просто не нужна. Это также подтверждают американские специалисты.

Минздрав РФ рекомендует общий подход: каждый может выбрать полный курс любой из вакцин или «Спутник Лайт».

Можно ли получить супериммунитет без предварительного заражения

Некоторые ученые думают, что близкий по силе эффект достижим, если в качестве усиливающей бустерной прививки использовать вакцину другого типа. К примеру, после полного курса вакцины на основе аденовирусного вектора, ревакцинироваться цельновирионной, рекомбинантной белковой или мРНК-вакциной. Однако достоверных данных на этот счет пока что нет.

Ранее директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России Елена Голухова заявила, что отказываться от вакцины – нелогично и безответственно. По ее словам, имеющаяся на сегодняшний день вакцина способна защитить не только себя, но и близких, а также детей.

Подписывайтесь на LIVE24.RU в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.