27 апреля, 2024

Ученые раскрыли общую черту людей, не подверженных ковиду

Американские ученые назвали одну общую черту для людей, у которых не проявляются симптомы COVID-19
20 июля, 2023, 12:08

Автор Ребекка Дайер со ссылкой на издание Nature сообщила о том, что, почти 7 миллионов человек скончались от коронавируса с момента вспышки смертельного заболевания более трех лет назад.

© Pexels

Но даже после повторных инфекций у целого ряда людей все еще не наблюдается ни одного симптома ковида.

– Вариант в гене иммунного ответа может объяснить причину подобного явления, давая возможность создать в будущем более эффективные вакцины и методы лечения, – пишет автор.

Глобальное исследование, которое провели эксперты Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF), показало, что каждый пятый человек, у которого не было симптомов после заражения вирусом SARS-CoV-2, носил вариант гена HLA-B *15:01.

Невролог Калифорнийского университета Джилл Холленбах и ее коллеги обнаружили, что у людей с HLA-B * 15:01, которые никогда не были инфицированы вирусом, иммунные клетки, реагирующие на фрагменты белка SARS-CoV-2, свидетельствуют о том, что иммунитет развился после воздействия других инфекций.

Исследования показали, что, по меньшей мере 20% случаев заражения SARS-CoV-2 протекает бессимптомно.

– Так что более подробная информация об этом может помочь ученым в борьбе с болезнью, которая продолжает уносить жизни по всему миру, – пояснила Холленбах в своем материале. – Большинство глобальных усилий было сосредоточено на тяжелом заболевании при COVID-19. Изучение бессимптомной инфекции дало нам уникальную возможность рассмотреть ранние иммунологические особенности, которые способствуют быстрому выведению вируса.

Гены лейкоцитарного антигена человека (HLA) продуцируют белки, поддерживающие иммунную систему, и некоторые молекулы HLA обнаружены на поверхности клеток. Они быстро атакуют «иностранных захватчиков» – вирусы и передают им миниатюрные фрагменты, которые помогают иммунным клеткам, таким как Т-клетки-«киллеры», распознавать какие бы то ни было инфекции или заболевания, а также – с ними бороться.

– Если у вас есть армия, способная распознавать врага на ранней стадии, это огромное преимущество! – говорит Холленбах. – Это все равно, что иметь солдат, которые готовы к битве и уже знают, на что обращать внимание, и могут определить по форме, что это плохие парни.

Исследователи изучили генетические данные, собранные ранее у 29 947 зарегистрированных доноров костного мозга, чтобы выяснить, может ли вариация HLA предрасполагать людей к бессимптомному заражению SARS-CoV-2. Данные о COVID-19 поступили из добровольной программы на базе смартфонов, в которой участвовали эти доноры, отслеживающие инфекцию, симптомы и исходы.

1428 невакцинированных доноров сообщили о положительном результате теста на SARS-CoV-2.136 сообщили о том, что никаких симптомов у них не было.

Одним из намеков на генетическую связь стало открытие, что 20% этих инфицированных, но бессимптомных доноров несли по крайней мере одну копию гена HLA-B *15:01 по сравнению с 9% инфицированных людей, у которых развились симптомы.

Наличие одной копии защитного варианта HLA-B * 15:01 удваивало вероятность того, что у человека при заражении COVID-19 не будет симптомов, а у человека с двумя копиями вероятность отсутствия симптомов была в восемь раз выше.

– Бессимптомные люди могут позволить нам определить новые способы усиления защиты от инфекции SARS-CoV-2, – рассказал биохимик Стефани Грас из Университета Ла-Троб в Австралии. – Нам нужно всего лишь имитировать этот иммунный «щит», который есть у людей, не страдающих от коронавируса.

Дальнейший анализ показал, что Т-клетки людей с HLA-B * 15:01, которые никогда не подвергались воздействию SARS-CoV-2 (из донорской крови, собранной до пандемии), имели сильный иммунный ответ на фрагменты белка SARS-CoV-2.

Эти фрагменты имеют общие генетические последовательности с другими сезонными коронавирусами, вызывающими обычную простуду. Их Т-клетки могут распознавать различные варианты COVID-19, включая варианты Omicron.

– Таким образом, даже если плохие парни сменили форму, армия все равно смогла бы идентифицировать их по ботинкам или, возможно, татуировке на руках, – рассказал иммунолог Университета Северной Каролины Данилло Аугусто. – Именно так работает наша иммунологическая память, чтобы поддерживать наше здоровье.

Но проведенное исследование нельзя назвать истиной в последней инстанции. Ведь все реципиенты сообщали о симптомах сами, да и в сам анализ были включены только те люди, которые идентифицировали себя как белые.

– Вариант гена HLA-B * 15:01 встречается довольно часто, примерно у 10% европейцев, но в других популяциях он может быть менее распространен, – продолжает эксперт. – Так что более масштабные исследования могли бы дать и более надежные выводы.

Но и эти результаты очень важны. Они могут привести к разработке способов борьбы с этим все еще разрушительным заболеванием.

– Итоги нашего исследования крайне важны и имеют последствия для того, чтобы понимать весь механизм развития инфекции, – поясняют специалисты. – Это поможет бороться с вирусом на его ранних стадиях.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что ученые обеспокоены снижением температурного порога человека на фоне аномальной жары.