29 марта, 2024

Ученые назвали трансплантацию фекальной микробиоты новым лекарством от рака

14 марта, 2022, 17:58

Возможно, трансплантация фекальной микробиоты спасет ни одну тысячу жизней. Это новая ветвь исследований, на которую обращают внимание все большее количество онкологов. Ученые стараются найти новые методы использования кишечной микрофлоры для лечения рака, пишет The Telegraph.

В феврале 2022 года группа специалистов из Королевского колледжа в Лондоне опубликовала научную работу, которая помогла понять, что люди с меланомой лучше отвечали на иммунотерапию, если в их кишечной микрофлоре находились определенные полезные бактерии.

Это очень важное открытие, так как онкологи долго пытались найти способы повысить эффективность лечения меланомы – вида рака, приводящего к смерти, если он распространится на другие органы человека. Хотя различные виды иммунотерапии, например, ингибиторы контрольных точек иммунного ответа, в силах остановить развитие меланомы, они помогают только 50% больных.

Ученые долгое время считали кишечник лишь частью пищеварительной системы, но в последние несколько лет начало приходить осознание, что этот орган играет важнейшую роль в поддержании и укреплении иммунной системы. В кишечнике живет порядка 100 тысяч миллиардов бактерий, вирусов и грибков. Состав кишечной микрофлоры регулярно меняется в течение всей жизни. Он зависит от рациона питания, прием антибиотиков, качество сна, а также уровень стресса.

Хотя специалисты по сей день продолжают изучать характер взаимодействий между микробами, живущими в кишечнике, уже было доказано, что определенные виды бактерий, например, Bifidobacterium pseudocatenulatum и Akkermansia muciniphila, могут положительно влиять на состояние иммунной системы человека.

Меган Росси (Megan Rossi), занимающаяся исследованиями в области здоровья кишечника в Королевском колледже Лондона, отметила, что кишечная микробиота таит в себе огромный потенциал в плане лечения граждан, страдающих раком.

Некоторые ученые уже стали предпринимать первые шаги на пути к тому, чтобы понять, можно ли повысить шансы на лечение онкологии, изменив состав кишечной микрофлоры у людей, которые борются с онкологическими заболеваниями.

Хотя в этом случае добавки с пробиотиками вряд ли сильно помогут – Росси назвала «каплей в море» – некоторые специалисты смогли достичь успехов, применяя метод трансплантации фекальной микробиоты.

Ученые берут образец кала здорового человека, а затем этот материал пересаживается прямо в кишечник больного раком гражданина посредством колоноскопии. Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет за один раз перенести всю колонию микроорганизмов, а также их синергетических взаимодействий.

В 2021 году специалисты из Национального онкологического института в США провели исследование, в ходе которого изучили образцы кала. Их взяли у людей с меланомой, хорошо реагировавших на иммунотерапию. После образцы были пересажены пациентам с меланомой, которые не реагировали на терапию. В результате 6 их 15 больных, которые не отвечали на терапию, после пересадки кишечной микробиоты показали положительную динамику.

Росси подчеркнула, что сработало это не на всех пациентах. Но сейчас специалисты проводят дополнительные исследования, пытаясь установить, почему некоторые больные отвечали на терапию, а другие – нет.

Ранее LIVE24 сообщало, что на вероятность развития рака влияет большое количество факторов, одним из которых является рацион питания. Некоторая пища может казаться нам безопасной и даже полезной, но есть один «обманчивый напиток», который богат антиоксидантами, и при этом повышает риск развития онкологических заболеваний.