26 апреля, 2024

Ученые нашли новый способ определить, кто перенесет коронавирус бессимптомно

06 августа, 2021, 16:02
Они провели исследование, которое дало неожиданные результаты.
© Агентство «Москва»

Несмотря на долгие исследования коронавируса, в особенностях течения заболевания и реакции организма человека на вирус еще много пробелов, пока их не удалось заполнить. Один из вопросов, на которые пока так и не удалось найти однозначный ответ — почему среди людей с примерно одинаковым уровнем здоровья одни переносят заболевание без видимых симптомов, а другие страдают от проявлений «ковида», которые могут довести до больницы.

Ученые подчеркнули, что по мере появления новых, в том числе и более агрессивных штаммов коронавируса, эта проблема становится все более актуальной — лекарственных препаратов и сил медиков просто не хватит на всех, поэтому очень важно определить заранее, кто из инфицированных перенесет заболевание тяжело, а кому помощь будет не нужна.

Разобраться в этом вопросе попытались специалисты из Медицинского Университета Южной Каролины. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.

По словам авторов работы, они взялись за данный проект, когда еще не существовало вакцины от «ковида». Исследователи хотели внести свой вклад в эту область и выяснить, у каких пациентов, подвергшихся воздействию COVID-19, будут симптомы, а у каких — нет.

Одна из причин тяжелых симптомов и летального исхода от коронавируса — чрезмерно активная иммунная реакции на сам вирус. Однако признаки могут сильно варьироваться, а ученые и медики еще не до конца понимают, почему у одних людей развиваются тяжелые симптомы, а у других они просто отсутствуют.

Исследователи заострили внимание на сфинголипидах — аминоспиртах, играющих важную роль в передаче клеточного сигнала. Ими особенно богата нервная ткань. Сфинголипиды также обеспечивают целостность клеточных мембран, а еще они способны регулировать воспаление и реакцию иммунитета на разные патогены.

Уже достаточно давно известно, что метаболизм сфинголипидов регулирует воспаление и иммунитет. Предыдущие исследования помогли понять, что метаболизм сфинголипидов путем превращения сфингозина в сфингозин 1-фосфат (S1P) индуцирует иммунную реакцию, а также влияет на уровни воспаления.

В более ранних работах ученые отмечали роль сфинголипидов в реакции организма человека на инфекцию при туберкулезе и вирусе гриппа, но их влияние при коронавирусе еще не изучалось.

Авторы исследования отобрали почти 400 образцов сыворотки крови COVID-инфицированных, у которых болезнь протека с симптомами и без них, а также здоровых добровольцев. После анализа уровней сфинголипидов в них, специалисты пришли к очень неожиданным и удивительным результатам.

Было установлено, что у бессимптомных больных наблюдался повышенный уровень сфингозина, но из сфинголипидов, а также почти в 75% был повышен уровень аденилатциклазы, фермента, необходимого для выработки сфингозина. При этом у тех пациентов, кто переболели коронавирусом с симптомами, уровень сфингозина был до 15 раз ниже, чем у здоровых участников исследования.

Полученные данные помогли разделить группы пациентов даже без проведения статистического анализа. По уровню сфингозина можно с вероятностью 99% установить, у каких зараженных коронавирусом пациентов симптомы разовьются, а у каких — нет, резюмировали ученые.

Ранее группа ученых их Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) смогла вычислить новые генетические линии коронавируса SARS-CoV-2. В связи с появлением линий, которые несут новые мутации в геноме коронавируса, его биологические свойства и клинические проявления могут измениться.