06 августа, 2021, 16:02
Обновлено 16:05

Ученые нашли новый способ определить, кто перенесет коронавирус бессимптомно

Они провели исследование, которое дало неожиданные результаты.

Андрей Гольев
Ученые нашли новый способ определить, кто перенесет коронавирус бессимптомно
Фото: © Агентство «Москва»

Биомаркер, который указывает, переболеет пациент коронавирусом бессимптомно или окажется на больничной койке, обнаружили врачи из США. Им является аминоспирт сфингозин, оказывающий влияние на иммунные реакции. Его высокие уровни были связаны с бессимптомным течением болезни, а пониженные, напротив, с явными симптомами. Ученые рассчитывают, что тест на уровень сфингозина станет надежным способом определить, с какими последствиями столкнется человек, а также понять, кому из зараженных помощь понадобится в первую очередь.

Несмотря на долгие исследования коронавируса, в особенностях течения заболевания и реакции организма человека на вирус еще много пробелов, пока их не удалось заполнить. Один из вопросов, на которые пока так и не удалось найти однозначный ответ — почему среди людей с примерно одинаковым уровнем здоровья одни переносят заболевание без видимых симптомов, а другие страдают от проявлений «ковида», которые могут довести до больницы.

Ученые подчеркнули, что по мере появления новых, в том числе и более агрессивных штаммов коронавируса, эта проблема становится все более актуальной — лекарственных препаратов и сил медиков просто не хватит на всех, поэтому очень важно определить заранее, кто из инфицированных перенесет заболевание тяжело, а кому помощь будет не нужна.

Разобраться в этом вопросе попытались специалисты из Медицинского Университета Южной Каролины. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.

По словам авторов работы, они взялись за данный проект, когда еще не существовало вакцины от «ковида». Исследователи хотели внести свой вклад в эту область и выяснить, у каких пациентов, подвергшихся воздействию COVID-19, будут симптомы, а у каких — нет.

Одна из причин тяжелых симптомов и летального исхода от коронавируса — чрезмерно активная иммунная реакции на сам вирус. Однако признаки могут сильно варьироваться, а ученые и медики еще не до конца понимают, почему у одних людей развиваются тяжелые симптомы, а у других они просто отсутствуют.

Исследователи заострили внимание на сфинголипидах — аминоспиртах, играющих важную роль в передаче клеточного сигнала. Ими особенно богата нервная ткань. Сфинголипиды также обеспечивают целостность клеточных мембран, а еще они способны регулировать воспаление и реакцию иммунитета на разные патогены.

Уже достаточно давно известно, что метаболизм сфинголипидов регулирует воспаление и иммунитет. Предыдущие исследования помогли понять, что метаболизм сфинголипидов путем превращения сфингозина в сфингозин 1-фосфат (S1P) индуцирует иммунную реакцию, а также влияет на уровни воспаления.

В более ранних работах ученые отмечали роль сфинголипидов в реакции организма человека на инфекцию при туберкулезе и вирусе гриппа, но их влияние при коронавирусе еще не изучалось.

Авторы исследования отобрали почти 400 образцов сыворотки крови COVID-инфицированных, у которых болезнь протека с симптомами и без них, а также здоровых добровольцев. После анализа уровней сфинголипидов в них, специалисты пришли к очень неожиданным и удивительным результатам.

Было установлено, что у бессимптомных больных наблюдался повышенный уровень сфингозина, но из сфинголипидов, а также почти в 75% был повышен уровень аденилатциклазы, фермента, необходимого для выработки сфингозина. При этом у тех пациентов, кто переболели коронавирусом с симптомами, уровень сфингозина был до 15 раз ниже, чем у здоровых участников исследования.

Полученные данные помогли разделить группы пациентов даже без проведения статистического анализа. По уровню сфингозина можно с вероятностью 99% установить, у каких зараженных коронавирусом пациентов симптомы разовьются, а у каких — нет, резюмировали ученые.

Ранее группа ученых их Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) смогла вычислить новые генетические линии коронавируса SARS-CoV-2. В связи с появлением линий, которые несут новые мутации в геноме коронавируса, его биологические свойства и клинические проявления могут измениться.