22 сентября, 2021, 14:12
Обновлено 15:13

Статистика объяснила тяжёлое течение коронавируса

К уже известным факторам риска добавился ещё один, на который человек не может повлиять.

Ольга Воронцова
Статистика объяснила тяжёлое течение коронавируса
© Pexels.com

Тяжёлое течение коронавируса связано с определёнными особенностями конкретных пациентов. В группу риска на основе наблюдений медиков включены люди пожилого возраста или с хроническими заболеваниями. Однако порой попадают в реанимацию и умирают от инфекции молодые и в целом относительно здоровые пациенты. Учёные полагают, что в этом виноваты гены.

В апреле 2020 года врачи заявили, что тяжёлое течение коронавируса связано с такими сопутствующими заболеваниями, как ожирение, диабет, патологии сердца и сосудов. Также РИА «Новости» напоминает, что чаще заражаются COVID-19 и дольше болеют люди со второй (А) и четвёртой (АВ) группами крови. Однако британские учёные выяснили, что есть и генетические факторы, которые провоцируют тяжёлое течение коронавируса.

Как пишет журнал The Journals of Gerontology со ссылкой на исследование, риск госпитализации оказался вдвое выше у людей с некоторыми вариантами гена APOE, который отвечает за предрасположенность к болезни Паркинсона.

Помимо этого, большое влияние имеет ген SLC6A20 из третьей хромосомы. Как сообщает Nature, он является своеобразным наследством, доставшимся современному человеку от неандертальцев. Примечательно, что для них этот ген был защитой от опасных вирусов, но против SARS-CoV-2 он оказался бесполезным.

Эти гены отвечают за гистосовместимость, кодируя лейкоцитарные антигены HLA (Human Leukocyte Antigen) на выявление патогенных белков. Среди европейцев число их носителей составляет 16%. При этом существует большое число видов HLA, благодаря чему человечество защищается от большого количества инфекций.

«В момент, когда появляется опасность в виде неизвестного вируса, в популяции возникает устойчивость. То есть какая-то часть населения сопротивляется. Происходит движущий отбор: вымирают особи, более чувствительные к новой болезни, остаются те, кто менее ей подвержен»,

отмечает заведующий лабораторией молекулярной генетики МФТИ, доктор биологических наук Илья Манухов.

Российские учёные выяснили, что тяжёлое течение коронавируса связано с участками генома, которые отвечают за работу Т-клеток и приобретённый иммунитет в целом. Исследователи из НИУ ВШЭ, МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова и ИБХ РАН пришли к выводу, что носители варианта HLA-A*01:01 гораздо чаще умирают от COVID-19, чем обладатели других вариантов.

Также тяжёлое течение коронавируса провоцирует ген HLA-C*04:01. На основе анализа данных 435 пациентов из Испании, США, Германии и Швейцарии учёные сделали вывод, что его носители вдвое чаще попадают на ИВЛ. Причина в том, что молекулы этого генома хуже удерживают фрагменты коронавируса, что затрудняет их распознавание иммунными клетками.

Несмотря на то, что эти результаты статистически достоверны, специалисты советуют относиться к данному факту с осторожностью. Однако дальнейшие исследования могут дать основу для разработки способов предотвращения тяжёлых форм коронавируса.

При этом в некоторых случаях можно получить осложнения, если заболеть после прививки. По словам медика, тяжёлое течение коронавируса в этом случае объясняется стрессом от воздействия вакцины, с которым организм не успел справиться.

30-летняя женщина вылечилась от СПИДа после прививки от коронавируса

Создатель сообщества «Вакцины от ковида. Личный опыт: Проект V1V2» Макс Попов рассказал о необычном опыте вакцинации у 30-летней жительницы Санкт-Петербурга. Недавно она вышла из колонии, и ее мать рассказала, что у дочери острая стадия СПИДа за короткий срок перешла в ВИЧ, который не так опасен для жизни. У девушки случилась ремиссия. За время отбывания заключения она получила полный курс прививки «Спутник V».

Мурашки на теле могут быть признаком заболевания головного мозга

Уже достаточно давно установлено, что явление гусиной кожи является результатом крошечных мышечных рефлексов, в связи с которыми волоски встают дыбом для удержания тепла. По данным Harvard Health, чаще всего пусковым механизмом образования гусиной кожи становятся доброкачественные процессы, но в некоторых случаях склонность к мурашкам указывает на проблемы со здоровьем.