Сельхоз отходы можно применять в машиностроении
Тема экологии за последние несколько лет приобрела большую популярность. Спрос на одежду, аксессуары, предметы быта и прочие вещи из переработанных отходов продолжает расти. Модные дома устраивают целые тематические показы на тему спасения экологии, вторичного использования отходов, создавая уникальные биоразлагаемые наряды.
Однако эко-тема стала и уловкой многих маркетологов, которые придумали делать надписи на любых пластиковых предметах, будь то пакет или бутылка, гласящие о саморазлагающемся материале.
Тем не менее экологичные материалы могут применяться с реальной пользой для окружающей среды. Так, оказалось, что сельскохозяйственные отходы могут сделать автомобили и другие отрасли промышленности менее токсичными. Евросоюз запустил проект BARBARA, в рамках которого предлагается создавать высокоэффективные промышленные материалы из сельхоз отходов.
В число таких отходов попали лимонная цедра, кукурузный крахмал, миндальная скорлупа и кожура граната. Их добавляли в качестве компонентов для биополимеров, встречающихся в живых организмов, и применяли в производстве. В результате получилось создать прототипы автомобильных деталей и строительных форм, изготовленных с помощью 3D-печати.
Каждая деталь была протестирована. Все они показали высокую производительность, а главное – работоспособность. Из биоматериалов были созданы дверные накладки и приборные панели для автомобилей, а также строительные формы для соединения ферм. Эти детали продемонстрировали не только улучшенные механические и термические характеристики, но и хорошие эстетические свойства. Компоненты выше перечисленных сельхоз отходов можно использовать для улучшения качеств конечной детали, отмечают разработчики.
Помимо этого существует проект ECOXY, в рамках которого ученые ищут замену современной пластмассе, производство которой серьезно загрязняет окружающую среду. В частности, специалисты искали альтернативу этому материалу на биологической основе. На сегодняшний день в производстве активно используются армированные волокном термореактивные композиты, известные под аббревиатурой FRTC. Их часто изготавливают из токсичных материалов, в том числе из тех, что могут навредить здоровью человека.
«Композиты, армированные волокном, используются все больше и больше, поэтому эти биокомпозиты должны быть в состоянии заменить их во всех областях, где они используются»,
рассказал исследователь испанского института CIDETEC, координатор проекта Арац Дженуа.
У специалистов была задача найти материалы, соответствующие трем основным критериям: пригодность для вторичной переработки, изменяемая форма и ремонтопригодность. В результате ученые решили изучить лигнин – компонент из древесины и растительных волокон. На его основе создали смолу с льняными волокнами, с добавлением которой создали панель заднего сидения для автомобиля.
Дженуа отметил, что такая деталь была создана с целью демонстрации, что такие материалы можно применять в изготовлении запчастей среднего масштаба. Кроме того, специалисты хотели убедиться, что новый материал будет иметь те же свойства, что и привычные панели. В результате смолы на биологической основе показали хорошие свойства, эквивалентные материалам, полученным из ископаемого топлива с возможностью повышения прочности льняных волокон.
В краткосрочной перспективе подобные материалы помогут не только улучшить экологический фон, но и сохранить здоровье рабочим на заводах, где производят такие комплектующие. В долгосрочной же перспективе удастся сократить объемы отходов и появится возможность их повторного использования.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.