• 09 января, 2022, 9:07
    Обновлено 9:07

Мария Чумак
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Популярное издание Египта Sasapost опубликовало материал о том, что в 2016 году самка зебровой акулы, проживающей в аквариуме в Австралии, в отсутствии самца начла размножаться самостоятельно. Таким образом ученые оказались перед фактом «девственного размножения», который и поставил их в тупик.

Автор материала уточнил, что подобным образом могут размножаться и люди. Амира Хасан даже дала название этому феномену — партеногенез, то есть — бесполое размножение.

У тех же птиц партеногенез встречается довольно редко. Но находящиеся под угрозой исчезновения самки калифорнийских кондоров могут иногда размножаться и без самцов. Исследование подтвердило, что некоторые птенцы кондоров получили в наследство лишь материнскую ДНК — вылупились из неоплодотворенных яиц. В исследовании под названием «Факультативный партеногенез у калифорнийских кондоров», которое опубликовали в американском научном журнале The Journal of Heredity в 2021 году, Синтия Штайнер рассказала CNN, что подобные результаты – неожиданны для большинства ученых. Обнаружить у калифорнийских кондоров такую предрасположенность к партеногенезу никто не ожидал. Данный вид размножения достаточно часто встречается в животном мире, в то время как у птиц весьма редко. Самки кондоров, решивших размножаться партеногенезом, имели ранее птенцов от самцов, которые были способны к размножению. Тем не менее, по неясной причине, их решили исключить их из процесса.

— А ведь есть еще и змеи, и акулы… — пишет автор. — Новые виды организмов размножаются при помощи партеногенеза!

Партеногенез — такая форма размножения, во время которого развитие организма идет в женской половой клетке – яйцеклетке. И мужская – сперматозоид – никак ее не оплодотворяет. Данный феномен известен как «девственное размножение». Немало животных обладают способностью к данному «загадочному» биологическому явлению.

Чуть раньше австралийской акулы в зоопарке Луисвилля самка сетчатого питона — Тельма — смогла отложить шесть яиц. Из них всех вылупилось абсолютно здоровое потомство. У змеи, при этом, много лет не было никаких контактов с самцами. В 2006 году группа британских исследователей зафиксировала эпизод бесполого размножения у самок комодских варанов.

Автор констатирует — в течении миллионов лет многие животные размножались с помощью партеногенеза. Ученые уверены, что для более сложных животных – тех же позвоночных — способность к бесполому размножению оказалась последней попыткой остаться в живых. Это особенно это касается тех видов, которые находятся в неблагоприятных условиях. Это может дать объяснение тому факту, почему партеногенез возможен у такого количества видов пустынных и островных видов, а также у видов, которые находятся под угрозой исчезновения – вместе с калифорнийскими кондорами.

Большая часть животных, которая размножается при помощи партеногенеза — мелкие беспозвоночные – муравьи, пчелы, осы и тля. Более того, они могут чередовать половое и бесполое размножение.

Партеногенез также наблюдается у более чем 80 видов позвоночных, около 50% из которых — ящерицы или рыбы.

Очень редко когда сложные позвоночные — акулы, змеи и крупные ящерицы – используют партеногенез. Так что процесс размножения питонов, акул, комодских варанов и птиц, ставит ученых в тупик.

Как именно происходит партеногенез?

При партеногенезе яичники синтезируют яйцеклетки с помощью сложного процесса — мейоза. Клетки во время него реплицируются, разделяются и реорганизуются. Такие яйцеклетки вбирают в себя лишь одну половину материнских хромосом – только с одной копией каждой хромосомы. В процессе мейоза возникаю и побочные продукты: более мелкие клетки  и полярные тельца. Нужно отметить, что у некоторых организмов, которые размножаются при помощи партеногенеза, для создания потомства полярные тельца соединяются с яйцеклеткой. Данный процесс называется аутомиксисом.

Большая часть организмов появляется на свет с помощью партеногенеза у самок. Но есть и исключения. Самцы также могут размножаться бесполым путем, но их «дети» будут состоять исключительно из самок.

Возможно ли подобное у людей?

В 1995 году британские генетики рассказали об эпизоде «частичного партеногенеза». Они обнаружили, что некоторые клетки ребенка оказались лишены какого-то генетического материала его отца.

Эмбрион человека может появиться из неоплодотворенной яйцеклетки, но тогда он не завершит развитие в утробе матери и станет тератомой яичника. Дело в том, что бесполое размножение не дает возможность сформировать скелет. Но все же … вышеупомянутый ребенок смог появиться на свет. И это – вопреки отклонениям и трудностям, с которыми он регулярно сталкивался в дальнейшем.

Исследователи, которые наблюдали за этим ребенком, рассказали о том, что его рождение доказывает – какие бы препятствия не оказывались на пути успешного партеногенеза, все это возможно и у людей.

Физическое состояние этого ребенка согласуется с исследованиями, которое провели на мышах.

Исследователи также смогли создать гибриды животных, которые получили при помощи экстракорпорального оплодотворения. Генетик из Кембриджского университета Азим Сурани подтвердил, что проблемой выступает не только формирование скелета, но также и кожи. Полноценное внутриутробное развитие становится проблематичным, в то время как сам плод превращается просто в опухоль.

Размножение с помощью партеногенеза, как правило, происходит у насекомых или же мелких ящериц, но сам факт того, что оно имеет место быть и у сложных организмов — птиц, акул и варанов, вызывает у ученых немалый интерес, а также — открывает новую область исследований!

Ранее ученые заявили о том, что у тяги к наркотикам и случайному сексу масса общего.

Подписывайтесь на LIVE24.RU в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.

Поделитесь новостью: