2 мая, 2024

Самой древней воде на Земле более 1,6 млрд лет

В канадской пещере обнаружили древнейшую воду с живыми микроорганизмами
30 октября, 2023, 15:56

Геохимик Барбара Шервуд Лоллар обнаружила в недрах канадской шахты воду, возраст которой составляет более 1,6 млрд лет. Все это время жидкость находилась в ловушке между камнями шахты Кидд-Крик в Онтарио.

Лоллар и ее коллеги также обнаружили признаки жизни в воде. Они нашли хемолитотрофные микробы – эти патогены способны выжить, питаясь водородом и сульфатом, которых в найденной воде оказалось чрезвычайно много.

В пещере также обнаружили химический состав, из которого образовался сам сульфат, попавший в воду. По своему составу он похож на минеральные гидротермальные источники, ранее найденные на дне океана. Согласно некоторым исследованиям, они являются одним из источников жизни.

Большинство живых организмов «питаются» солнечным светом, но глубоководные микробы не имеют такого источника и живут за счет энергии, которую могут получить только в толще воды. Аналогичный состав питательной среды ученые обнаружили и в канадских пещерах. Это значит, что даже вдали от солнечного света может зарождаться жизнь.

Древнему руднику Кидд-Крик, расположенному на вершине докембрийского Канадского щита, 2,7 млрд лет. Когда-то это были не наземные пещеры, а океанское дно. Именно поэтому для геологов это настоящая сокровищница, способная рассказать о составе и состоянии древнего морского дня Земли.

Ученые выдвинули гипотезу о том, что их открытие может дать надежду на обнаружение таких же микроорганизмов глубоко под толщей Марса или другой планеты, на которой исследователи ищут следы жизни.

«Мы больше не думаем о жизни на Земле как об этом биологическом пятне на поверхности. Жизнь может быть чем-то, что глубоко пронизывает нашу планету»,

подчеркнула Лоллар.

Но не все микроорганизмы, живущие в воде, столь же удивительны. Колодезная вода, которую часто называют самой полезной и чистой, может содержать в себе опасные примеси, предупредил эксперт Роспотребнадзора Александр Мельцер.