29 марта, 2024

Российские ученые создали материал, улучшающий работу 5G-устройств

20 декабря, 2021, 9:57

Уникальный материал для устройств связи пятого поколения (5G) создали ученые из Саратовского государственного университета. По их словам, разработка, которая не имеет аналогов в мире, повысит эффективность приема и передачи данных за счет подавления помех. Соответствующая статья была опубликована в научном журнале Applied Physics Letters.

Материалы, хорошо поглощающие электромагнитное излучение и плохо его отражающие, востребованы при производстве современных систем связи. По словам специалистов, задача материалов этого типа — бороться с перекрестными помехами, которые появляются из-за соседства большого числа антенн, работающих на одной частоте.

Большая часть таких материалов, существующих сегодня на рынке, ориентирована на работу лишь с излучением дециметрового и сантиметрового диапазона. При этом новый протокол беспроводной связи пятого поколения, который в десятки и сотни раз быстрее предыдущих поколений, как говорят ученые, работает в миллиметровом диапазоне.

Инженеры создали новый композит, который позволит повысить эффективность приемо-передающей аппаратуры нового поколения за счет снижения помех. Испытания позволили понять, что новый материал обладает высокой эффективностью.

Старший научный сотрудник лаборатории «Материалы специального назначения» СГУ Андрей Стародубов отметил, что покрытие представляет собой композитную пленку из кремния и алюминия, которая нанесена на кварцевое стекло. Толщина пленки почти в 100 раз меньше человеческого волоса. Покрытие из нашего материала позволяет более чем в 10 раз снизить мощность отраженного излучения и в 3-4 раза уменьшить мощность излучения, которое проходит через него.

Для работы в миллиметровом диапазоне длин волн прямые аналоги нового материала отсутствуют. Для изготовления покрытия применялась технология магнетронного распыления, пояснили ученые.

Исследования проводят в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 20-07-00929. В будущем специалисты хотят совершенствовать новый материал, а также разработать устройства вакуумной микроэлектроники, которые будут выполнены на его основе.

Ранее аналитики рейтингового агентства АКРА пришли к выводу, что капитальные затраты сотовых операторов на развитие сетей пятого поколения 5G в 2021–2027 годах могут превысить сумму в 1 триллион рублей. В результате это может стать причиной отрицательного свободного денежного потока (FCF), а также снижения дивидендов.