20 сентября, 2024

Российские ученые открыли бактериофаг, уничтожающий кишечные и раневые инфекции

Сибирские ученые открыли новый полезный вирус для борьбы с устойчивыми к антибиотикам бактериями
17 июля, 2023, 12:43
© unsplash

Как сообщили в Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, новосибирские ученые открыли вирус, заражающий бактерии – бактериофаг, способный эффективно бороться с аэромонадами (бактериями, вызывающими острые раневые и кишечные инфекции).

Исследование провели в рамках реализации нацпроекта «Наука и университеты».

Аэромонадами называют грамотрицательные палочки, широко распространенные в водной среде.

Также их можно выделить из образцов от животных или продуктов питания.

– Особенно из уже «готовых к употреблению» блюд из различных морепродуктов, – рассказали ученые. – Некоторые аэромонады способны достаточно активно размножаться в пище, портя ее даже при хранении в охлажденном виде и в упаковках.

Доказано, что аэромонады выступают в качестве причины воспаления мочевыводящих путей у людей, могут спровоцировать развитие пищевых инфекций и поражать раны в момент контактирования с частицами земли или водой из пресных водоемов.

– Некоторые виды аэромонад также провоцируют и тяжелые болезни у рыб, – продолжили они. – В группе риска – лососевые породы. Ясное дело, что это не может не наносить серьезный ущерб рыбным хозяйствам.

У аэромонады – высокая природная устойчивость к обширному ряду антибиотиков.

– Поэтому и разработка подобных альтернативных методов лечения, одним из которых и может стать фаготерапия, очень актуальна, – рассказали эксперты.

Ученые выделили из речной воды, а потом охарактеризовали новый аэромонадный вирус – бактериофаг (A. popoffii AerP_220).

Он может быстро убивать клетки аэромонад, и в будущем может быть широко использован для противодействия аэромонадным инфекциям.

– У фага геном, который состоит из двухцепочечной ДНК, его длина – более 45 тысяч пар нуклеотидов, – рассказала «Газете.Ru» старший научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии ИХБФМ СО РАН Вера Морозова. – В нем выявлено 59 генов. При этом, генов, ответственных за устойчивость к антибиотикам, как и выработку токсинов в нем нет. Кроме практического интереса, фаг представляет интерес для фундаментальной науки, так как является новой разновидностью бактериальных вирусов семейства Autographiviridae.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что российские ученые создали первый прибор для диагностики развития бронхиальной астмы у детей.