26 апреля, 2024

Раскрыта причина появления седины

Nature: ученые раскрыли причину седины и способы ее профилактики
21 апреля, 2023, 14:08

Как сообщает Nature, ученые наконец-то выяснили, почему некоторые люди еще в сравнительно молодом возрасте покрываются сединой.

Для этого они изучили волосяные фолликулы у мышей.

Так у них получилось раскрыть механизм, который лежал в основе появления седых волос.

– У нас всех теперь есть надежда, – пояснили ученые. – Теперь то, что мы знаем, может помочь создать средство, чтобы обратить процесс вспять.

Ученые заверяют, что уже знают ответ на вопрос о том, почему вообще седеют волосы.

– Мы выяснили, что волосы начинают седеть тогда, когда в организме наблюдается острая нехватка специализированных клеток, которые продуцируют пигмент меланоцит, – пояснили эксперты. – Мы не до конца понимаем пока что, как это происходит. Отсюда и проблемы со способами противодействия этому.

Но новое исследование своими результатами оспорило все предыдущие идеи по поводу того, как развиваются меланоциты.

Они происходят из стволовых клеток меланоцитов (McSCs) в волосяном фолликуле.

Так что с возрастом такие «предшественники клеток», вырабатывающих пигмент, как бы застревают в области, которая называется выпуклостью фолликула, и не превращаются в меланоциты в достаточном количестве. А ведь этот процесс и наполняет цветом прядь волос.

В тестах на мышах после процесса принудительного старения количество волосяных фолликулов с MCSC, расположенных в выпуклости фолликула, увеличилось с 15% почти до половины.

Эти клетки переставали регенерировать, не вырабатывали пигмент, а вместо этого оставались в виде MCSC.

– Наше исследование дополняет наше базовое понимание того, как стволовые клетки меланоцитов влияют на окрашивание волос, – рассказал дерматолог Ци Сун из Нью-Йоркского университета. – Вновь обнаруженные механизмы убеждают нас в том, что фиксированное расположение стволовых клеток меланоцитов может существовать и у людей.

Исследователи выявили, что McSCs, в отличие от других типов стволовых клеток, могут переключаться между состоянием чистых стволовых клеток и так называемым состоянием усиления транзита (TA) – некое промежуточное состояние между непосредственно стволовой клеткой и меланоцитами в классическом понимании слова.

Такое состояние TA важно для здоровья McSC и продолжения выработки цвета волос.

Но ученые выявили, что возможность переключения в режим TA зависит от сигналов из определенных мест, от которых клетки отсекаются.

Возможно, те же механизмы действуют и в наших собственных волосах.

В дальнейшем это исследование может даже предложить способ лечения волос, чтобы убедиться, что они не теряют свой цвет.

– Результаты определяют новую модель, в соответствии с которой дедифференцировка является неотъемлемой частью поддержания гомеостаза стволовых клеток, и предполагают, что модулирование подвижности McSC может представлять собой новый подход к предотвращению поседения волос, – рассказали исследователи.

Другими словами, MSSC могут перемещаться и изменять состояние так, как этого не делают другие стволовые клетки:

– Возможно, что эта подвижность и пластичность и играет решающую роль для продолжения выработки меланина меланоцитами, – уточняют эксперты.

Стволовые клетки волосяных фолликулов не требуются для перехода в фолликулярные клетки. Таким образом, пока генерация меланоцитов останавливается, сам фолликул может продолжать стимулировать рост новых волос, говорят исследователи.

Это частично объясняет, почему наши волосы могут продолжать расти, даже когда они теряют свой цвет.

– Здесь действуют и другие механизмы, не все зависит от MSSCS: из предыдущих исследований мы также знаем, что генетика и уровень стресса также участвуют в поседении волос с возрастом, – пояснил дерматолог Маюми Ито из Нью-Йоркского университета. – Такая потеря хамелеоноподобной функции в стволовых клетках меланоцитов и может быть причиной потери цвета волос.

Косметолог Пащенко объяснила, почему в раннем возрасте появляются седые волосы.