Skip to main content
24 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Почему никто не может разгадать смысл наскальных рисунков в катарской пустыне

CNN: ученых поставили в тупик загадочные наскальные рисунки в катарской пустыне
16 апреля, 2023, 14:50
© Pixabay.com

Пустыня Аль-Джассаса своими живописными панорамами давно будоражит воображение не только кинематографистов, но и ученых.

На необитаемом, терзаемом всеми ветрами побережье Катара на северо-востоке, среди раскаленных дюн, жарким застывшим морем раскинулась эта древняя и грозная в своем молчании вселенная. Мир, в котором нет места ни теням, ни людям, десятилетиями считался в мировом научном сообществе самым важным и крупным во всей стране местом средоточия всего сакрального. Именно тут находятся ценнейшие образцы наскальной живописи.

О том, что же до сих пор ставит ученых в тупик, рассказали наши коллеги из CNN.

Обнаженный, будто холст, известняк, древние люди неизменно использовали для того, чтобы передать информацию друг другу и – нам, потомкам.

Сейчас пещера полна наскальными рисунками в виде узоров, символов и предметов, увиденных много веков назад нашими незнакомыми предками.

Стороннему наблюдателю может показаться, что выступающий из раскаленной земли известняк похож на рептилий, жадно ловящих теплые лучи щедрого солнца.

Археологи нашли в Аль-Джассасе около 900 наскальных символов – петроглифов.

Это – розетки, загадочные ряды чашек и изображения судов в море, нарисованных, как правило сбоку или сверху, а также – прочие знаки и символы.

– Такая наскальная живопись достаточно широко представлена на Аравийском полуострове, но отдельные изображения в Аль-Джассасе, все-таки, носят уникальный характер. Во всем мире вы не отыщите ничего подобного, – пояснил руководитель раскопок из Музея Катара Ферхан Сакал (Ferhan Sakal). – Таких же петроглифов судов, которые изображены будто с высоты птичьего полёта, вы не увидите больше нигде. Они свидетельствуют о высоком уровне творчества и наблюдательности художников, говорят о том, что древние художники могли абстрактно мыслить. Ведь на самом деле они не могли видеть, как обычные арабские корабли выглядели сверху.

Изображения чашек

В Катаре существует около 12 значимых памятников наскальной живописи, расположенных, в основном, вдоль линии побережья. Но некоторые петроглифы есть и в парке Аль-Бидда, на набережной Корниш – в самом центре Дохи.

Аль-Джассаса располагается в часе езды от столицы на север – близ старого порта Аль-Хувейла.

Раньше там велась активная добыча жемчуга. Само месторождение открыли в 1957 году. За 6 недель в конце 1973 и в начале 1974 года коллектив из археологов Дании во главе с Хольгером Капелом (Holger Kapel) и Гансом Капелом (Hans Kapel) организовали исследование. Итогом их трудов стал самый полный каталог, в который вошли рисунки и фотографии.

Больше третий из всех, включенных в каталог, композиций – изображения чашек самых разных размеров, конфигураций и форм.

Наиболее часто встречаются по два параллельных ряда, в каждом – по 7 углублений.

Кто-то из ученых выдвигал предположение, что древние использовали их для того, чтобы играть в манкалу.

Такая настольная игра с древних времен была популярна во многих странах мира.

Но с такой теорией согласны далеко не все. Некоторые углубления в Аль-Джассасе не очень велики, поэтому вряд ли туда могли бы поместиться камни.

Некоторые предполагают, что такие углубления виде чашек были использованы для гадания или же – для хранения жемчуга.

Другие ученые считают, что это были системы, для того, чтобы точно вычислять время отливов-приливов.

– Точно ответить на данный вопрос – невероятно трудно, — рассказал Сакал, выступающий против теории о настольной игре.  — Прямых подсказок по поводу наскальных узоров в Аль-Джассасе просто нет. Они могли обладать каким-то ритуальным предназначением. Эти изображения – слишком уж старые. С какой-то этнографической точки зрения объяснить их нельзя. Мы просто не знаем, каков их возраст.

Еще 10 лет назад эксперты изучали сразу 9 разных петроглифов в Аль-Джассасе. Они пришли к выводу, что их возраст – не больше нескольких веков.

Ученые при этом рассказали о необходимости более глобальных исследований.

Точно сказать, когда же возникли петроглифы Аль-Джассасы, не может никто.

Но они все сходятся во мнении, что самые необычные и удивительные изображения, все-таки, – рисунки лодок.

Именно они дают важные данные относительно судов, их типов, которые древние использовали для рыболовства и добычи жемчуга.

Так, у большинства судов – нос заостренный, а также есть по несколько рядов весел. Все рисунки сделаны металлическими инструментами.

Франс Гиллеспи (Frances Gillespie) и Файзал Абдулла Аль-Наими (Faisal Abdulla Al-Naimi) в авторском издании «Спрятанные в песках. Открывая прошлое Катара» (Hidden in the Sands: Uncovering Qatar’s Past) рассказали о том, что весла на некоторых судах находятся не параллельно. А ведь именно так они и должны быть размещены непосредственно во время гребли – они просто торчат в  разные стороны.

– Именно таким образом, как на рисунках, они выглядят, когда просто находятся на якоре на жемчужных отмелях, – написали авторы. –  Весла же никогда не вынимают. Это нужно для того, чтобы, поднявшись из-под воды на воздух, ловцы жемчуга могли держаться за них и отдыхать.

Эксперты рассказали, что могут лишь предполагать, почему именно в Аль-Джассасе скопилось столько рисунков с изображением лодок.

– Дело в том, что суда играли особую роль большую роль в верованиях древних, – рассказал Гиллеспи и Аль-Наими. –  Они считали лодки символом средства миграции из этого мира в загробный.

Они приводят в пример вавилонян и древних египтян, которые считали, что умершие отправляются в потусторонний мир на таких вот судах. В древнегреческих мифах популярен сюжет о старике-Хароне, перевозящем души умерших через Стикс – реку, отделяющую нас от Царства мертвых. Может быть, все эти наскальные изображения судов – отголоски таких вот преданий, передаваемых из поколения в поколение, дошедших до нас из древних времен.

В любом случае, туристы, которые приехали увидеть петроглифы своими глазами, обязательно должны брать с собой воду, надевать солнцезащитные очки и головной убор.

Площадка с наскальными изображениями хорошо огорожена. Но никакой тени она не подразумевает. Так что … лучшее время посещений – на рассвете. Или – на закате. Аль-Джассаса расположена рядом с популярным Азербайджанским пляжем (чуть южнее). Поэтому и экскурсию туда вполне возможно совместить с очень приятным времяпрепровождением на морском берегу.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что ученые нашли неизвестные структуры в «нетронутом» регионе Антарктиды.