19 апреля, 2024

Микропластик атакует клетки мозга за рекордно короткое время

Австрийские ученые установили, за сколько часов после попадания в организм микропластик доходит до мозга
22 мая, 2023, 19:14

Как сообщил автор китайского издания  Кэцзи жибао Чжан Цзясинь (张佳欣), в научном журнале Nanomaterials опубликовали новое исследование, которое ученые из Австрии провели с использованием живых мышей.

Результаты доказали, что в нормальных условиях частицы микропластика преодолевали гематоэнцефалический барьер, оказываясь в мозге всего лишь через 2 часа после непосредственного попадания в организм.

Так, почти глобальное распространение микроскопических пластиковых частиц оказалось еще более опасным явлением, чем было принято считать ранее.

Гематоэнцефалический барьер – это некая защитная пленка, которая состоит из тканей и кровеносных сосудов. Он может пропускать в мозг только воду, углекислый газ, кислород и общие анестетики, предотвращая проникновение в орган всяких вредных веществ и токсинов.

Исследователи применили к шести грызунам микропластик из полистирола сразу трех габаритов – 1,14 микрона; 9,5 микрона; и 293 нанометра.

На эти «крупинки» они нанесли разные флуоресцентные метки – свою для каждой отдельной длины.

Их достаточно быстро обработали в жидкости, которая имитировала пищеварительную. Трем мышам давали частицы микропластика с пищей, а через 2-4 часа усыпили.

Исследовательская группа выявила присутствие пластика в мышином мозгу всего лишь через 2 часа после того, как он оказался внутри.

Ученые пришли к выводу, что некоторые частицы микропластика способны проникать через кишечный и гематоэнцефалический барьеры за достаточно короткий временной промежуток.

– Пластиковые частицы, оказавшись в клетках мозга, способны повышать риск воспаления и дальнейшего развития некоторых неврологических расстройств или нейродегенеративных недугов (например – болезни Альцгеймера или Паркинсона).

Как пояснил ведущий автор проведенного исследования Медицинского университета Вены Лукас Кеннер, при помощи компьютерного моделирование, команда смогла полностью описать механизм миграции частиц микропластика непосредственно в мозг при помощи молекул холестерина, находящихся на поверхности мембран. Ученые выражают надежду, что новая модель в будущем поможет им более полно понять, как именно эти частицы себя ведут в организме и какое влияние они оказывают на здоровье.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что микропластик из воды можно удалить звуком.