29 марта, 2024

«Земля 2.0»: Китай планирует миссию по поиску экзопланет

13 апреля, 2022, 15:58

Китай продолжает освоение космоса. Ученые уже отправили роботов на Луну, высадили их на Марс и построили свою космическую станцию, а теперь устремили взор к далеким солнечным системам. В апреле появятся подробные планы первой китайской миссии по поиску экзопланет, сообщается на страницах научного журнала Nature.

Во время миссии китайские астрономы рассчитывают исследовать Солнечную систему и другие части Млечного Пути в надежде найти первую похожую на Землю планету, которая будет находиться в обитаемой зоне солнцеподобной звезды. Ученые предполагают, что такая планета – условно Земля 2.0 – будет иметь подходящие условия, то есть воду, и, вероятно, жизнь.

В Млечном Пути было обнаружено свыше 5 тысяч экзопланет – большая часть из них с помощью телескопа НАСА «Кеплер», проработавшего 9 лет, пока в 2018-м у него не закончилось топливо. Некоторые из планет представляют собой похожие на Землю скалистые тела и вращаются вокруг красных карликов, однако ни одна из них под определение Земли 2.0 не подошла.

По словам астрофизика Джесси Кристиансен (Jessie Christiansen) из Института экзопланет НАСА при Калифорнийском технологическом институте в Пасадене, с нынешними технологиями найти сигнал от маленьких планет вроде Земли очень тяжело, так как их материнские звезды в 1 млн раз тяжелее и в 1 млрд раз ярче.

Китайские ученые предполагают, что миссия, которая получила название «Земля 2.0», сможет переломить ситуацию. На данный момент завершается ранний этап проектирования. Если проекты пройдут проверку экспертную проверку в июне этого года, то команда получит финансирование и начнет создавать спутник. Запуск должен произойти в 2026 году на ракете «Чанчжэн» («Великий поход»).

Спутник «Земля 2.0», у которого будет сразу 7 телескопов, сможет наблюдать за небом в течение 4-х лет. Шесть из них станут работать сообща и исследовать созвездия Лебедя и Лиры – тот же участок неба, что изучал «Кеплер».

Телескопы начнут искать экзопланеты по небольшим перепадам в яркости звезд – это сигнал, означающий, что перед ними прошла планета. Совместное использование нескольких небольших телескопов расширит поле зрения по сравнению с одним большим телескопом. В совокупности шесть телескопов «Земли 2.0» смогут «увидеть» порядка 1,2 млн звезд на участке неба площадью 500 кв. градусов – это примерно в 5 раз шире, чем поле зрения «Кеплера». При этом «Земля 2.0» сможет заметить звезды более тусклые и далекие, чем спутник НАСА для исследования транзитных экзопланет (TESS), потому что его специальностью являются яркие звезды вблизи Земли.

По возможностям обзора неба китайский спутник будет в 10-15 раз мощнее «Кеплера».

Седьмым инструментом «Земли 2.0» станет гравитационный микролинзовый телескоп, который будет предназначен для наблюдения за планетами-«странниками» – эти свободно блуждающие небесные тела не вращаются вокруг конкретной звезды. Он сможет обнаруживать изменения в звездном свете, когда гравитация планеты или звезды искажает свет фоновой звезды, перед которой они проходят. Телескоп будет нацелен на центр Млечного Пути, где находится большое скопление звезд. Если все получится, то он станет первым в мире гравитационным микролинзовым телескопом, который выведут в открытый космос.

Китайский спутник по сути будет заниматься переписью экзопланет всех размеров, масс и возрастов. Благодаря «Земле 2.0» удастся собрать данные за 4 года, а в сочетании с 9-летними наблюдениями «Кеплера» они помогут установить, какие экзопланеты на самом деле похожи на нашу, а какие нет.

При этом Европейское космическое агентство хочет провести свою миссию по исследованию экзопланет, которая получила название «Прохождение планет и колебания звезд» (PLATO) – ее запуск запланирован на 2026 год. Конструкция PLATO предусматривает 26 телескопов. Получается, что его охват будет еще шире, чем у китайской «Земли 2.0». К тому же каждые два года спутник станет менять поле зрения и наблюдать за разными участками неба.

Ранее Илон Маск заявил, что колонизация Марса сейчас невозможна по той причине, что это очень дорого. На данный момент стоимость переселения людей на другую планету обойдется в 1 трлн долларов.