27 апреля, 2024

Ученые нашли в кольцах деревьев следы разрушительных радиационных бурь, проносящихся над Землей

30 октября, 2022, 0:13

Как сообщил доктор Бенджамин Поуп из Университета Квинсленда в масштабном исследовании для издания «Proceedings of the Royal Society A», вопросом о том, могут ли вспашки на Солнце быть причиной «всплесков»  радиоуглерода в кольцах деревьев, он задавался давно:

– Во время своих поисков новых планет и более скромных занятий, касающихся изучения звезд, я имел честь использовать самые гигантские телескопы в мире, – рассказал он. – Но недавно наша команда астрономов решила обратиться к еще более масштабной системе для изучения космоса. Я говорю о лесах. Да-да, деревьях, которые растут на планете Земля.

Он сообщил о том, что вместе с коллегами проанализировал радиоактивные следы, оставленные в кольцах деревьев по всему миру и пришел к целому ряду весьма любопытных и даже шокирующих выводов.

– Мы делали это для того, чтобы выявить связь между таинственными радиационными бурями, проносящимися над Землей полдюжины раз за последние 10 000 лет и следам на древесных кольцах, – пояснил он.

Итоги исследования, которые также опубликованы в издании, свидетельствуют однозначно в пользу «солнечных сверхвспышек», точнее – их и винят во всем, запечатленном в деревьях ученые.

В кольцах деревьев – древняя история

Как пояснил ученый, в тот момент, когда высокоэнергетическое излучение попадает в верхние слои атмосферы, оно превращает атомы азота в радиоактивный углерод-14, или радиоуглерод. Затем радиоуглерод просачивается через воздух и океаны, попадает в отложения и болота, в животных, в растения, включая лиственные породы с их годичными кольцами, и в нас с вами, конечно же.

– Для археологов радиоуглеродный анализ – это находка, – признается автор. – После образования углерод-14 медленно распадается обратно на азот, что означает тот факт, что его можно использовать в качестве часов для измерения возраста органических образцов, то есть осуществлять радиоуглеродное датирование. Для астрономов это тоже очень ценно. Все данные, которые можно получить из колец о присутствии неких высокоэнергетических частиц, имеют весьма и весьма древний возраст. Этим «записям» неизвестных космических лучей тысячи лет. Повышение и понижение уровня углерода-14 в кольцах деревьев как бы кодирует историю 11-летнего солнечного цикла и запечатлевает все изменения магнитного поля Земли.

Физик Миякэ уже говорил об этом

Но кольца деревьев фиксируют и такие события, которые пока даже ученые как-то объяснить не в силах.

Так, в 2012 году японский физик Фуса Мияке обнаружил всплеск содержания радиоуглерода в кольцах деревьев с 774 года нашей эры. Этот всплеск был настолько заметен, что Миякэ сделал вывод – космические лучи лились на Землю непрерывно в течение нескольких земных лет.

Выводы Мияке заинтересовали других ученых. И чем больше команд подключалось к исследованиям, тем стремительнее выявлялись все новые и новые свидетельства «древесной истории»: радиационные бури были с 993 г. н.э. и 663 г. до н.э., а также в 5259 г. до н.э., 5410 г. до н.э. и 7176 г. до н.э.

– Такое открытие не могло не привести к революции в археологии! – поясняет ученый. – Один из таких всплесков в древнем древесном образце ученые датировали с точностью до одного года! Для сравнения – если бы мы использовали методы радиоуглеродного датирования, то довольствовались бы погрешностями в лет десять, а то и сто!

Ученые уже применили новый метод, оттолкнувшись от событий 993 года нашей эры. В итоге они определили с точностью до года дату образования первого европейского поселения в Северной и Южной Америке – деревни викингов в Л’Анс-о-Медоуз в Ньюфаундленде (1021 год нашей эры).

– Наша команда в Калифорнийском университете решила проанализировать все доступные данные о кольцах деревьев и определить интенсивность, время и продолжительность всех подобных радиационных бурь, – продолжает астроном. – Нам пришлось разработать программное обеспечение для решения системы уравнений, моделирующих, как радиоуглерод проходит через весь глобальный углеродный цикл, чтобы определить, какая фракция попадает в деревья в какие годы, в отличие от океанов, болот или нас с вами. Вместе с археологами, мы провели первое воспроизводимое систематическое исследование всех 98 деревьев опубликованных данных о «событиях Миякэ». Мы также выпустили программное обеспечение для моделирования с открытым исходным кодом в качестве платформы для будущей работы. Наши результаты подтвердили – деревья ближе к полюсам Земли запечатлели в своих кольцах больший «всплеск».

По мнению ученого, именно Солнце является наиболее вероятным виновником радиационных бурь.

– Чтобы определить, что именно происходит, чем являются эти бури, нам понадобится больше данных, то есть – больше древесных спилов, – подытожил он.

Ранее «Роскосмос» назвал новую дату первой за полвека лунной экспедиции.