Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Сердце из невесомости: для чего Varda Space строит фабрику органов и лекарств в космосе

13 августа, 2021, 11:08
Один минус: производство на орбите – весьма дорогое мероприятие.
© pexels

Varda обещает закончить строительство в первом квартале 2023 года и через 1 месяц доставить на Землю первую партию вещей, созданных в космосе. Forbes разобрались, что именно будут производить в космосе, и почему это настолько выгодно.

Космос – наш сад

pexels.com

В декабре 2020 года Уилл Брюи создал Varda Space Industries. Он 7 лет работал в SpaceX и отвечал за управление во время полета беспилотника – космического корабля Dragon 1. Также, как и Делиан Аспарухов – руководитель венчурного фонда Founders Fund.

 Фонд занимается инвестированием в компании, решающие сложные инженерные и научные задачи. Он первым начал инвестировать SpaceX, как и разработчика систем безопасности для спецслужб Palantir Technologies. При этом, он вкладывал средства в Spotify и Airbnb. Как сообщает Crunchbase, полный объем капитала Founders Fund равен $5,1 миллиардам.  В штате трудятся 20 сотрудников. Главный офис компании находится в Сан-Франциско. 

Стартап занимается строительством космического корабля из 3-х модулей: стандартной спутниковой площадки, центральной площадки для размещения производства, и капсулы для того, чтобы доставить материалы на Землю. Varda Space сделает почти 10 тестовых запусков – для того, чтобы проверить технологию, после чего даст другим компаниям возможность воспользоваться мощностью производства за деньги. В отличие от тех компаний, которые занимаются космическими путешествиями, у Varda Space –иная цель. Они хотят использовать космическое пространство само по себе.

Как говорит сам Аспарухов, на корабле будут заниматься производством оптоволоконных кабелей, фармацевтических препаратов и органов на 3D-принтере.

Высокоточные  продукты, которые делают при помощи биотехнологий и аддитивных технологий (3D-печати), во время производства на Земле, могут пострадать от того, что у материалов, из которых их и делают, есть вес, — объяснил партнер фонда Phystech Ventures, инвестирующего в deeptech-компании, Иван Протопопов.

Управляющий партнер дочерней компании «Инвитро» 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани рассказал о том, что в невесомости можно делать трубчатые и полые органы – сосуды, уретру, мочеточник, мочевой пузырь, и даже – сердце.

Стартап запланировал полностью автоматизировать производство, рассчитывая на то, что сделать аппарат, не рассчитанный на транспортировку человека, гораздо проще и дешевле – ведь не нужно заботиться по поводу того, как обеспечить безопасность пилотов и пассажиров. В то же время у  автоматического производства существует и минус.

– Полностью автоматизированное производство усложняет изготовление любых лекарств, – рассказал Иван Протопопов.

Загруженная орбита

pexels.com

Varda Space является далеко не первым стартапом, который вознамерился создать собственное производство в невесомости.

С 2010 года делать собственную продукцию в космическом пространстве посредством аддитивных инструментов пытались «головы» американского стартапа Made In Space (в 2020 году он стал частью космической компании Redwire). Made In Space решила доставить на МКС специальное устройство для создания  высокоточных керамических изделий в реалиях микрогравитации – такого состояния, когда сила гравитации минимальна.

Компания Space Tango также разрабатывает технологию создания в космосе с 2014 года выпускника инженерного факультета Кентуккийского университета – Твайман Клементса. Space Tango хотят культивировать клетки и делать тканевые чипы – tissue chips, а также – тонкие пленки и организует проекты в сфере проточной химии – flow chemistry (химии потока), микробиологии и ботаники.

Для того, чтобы наладить в космосе производство в промышленном масштабе, необходимо постоянно доставлять на орбиту материалы, как и принимать уже готовую продукцию на Земле. Доставка на орбиту стала дешевле – из-за развития частных ракетных компаний – той же SpaceX.

Как объяснил Иван Протопопов, в настоящее время доставка килограмма полезного груза с помощью ракеты-носителя Falcon обходится $4300.

Все – из-за режима rideshare:

– Он подразумевает тот момент, когда ракета выводит сразу множество спутников на орбиту – причем, от разных производителей. Режим rideshare делает дизайн спутника-доставщика сложнее, – объяснил Протопопов. – Из случайной точки он должен добраться до завода и состыковаться с ним. 

Еще одной сложностью является тот факт, что желающих загрузить орбиту – слишком много.

Так, для того, чтобы попасть на миссию Falcon, необходимо ждать больше 1 года. Ведь ракета используется, в том числе, для собственных нужд SpaceX. В ближайшие годы она рассчитывает запустить на орбиту 12 000 спутников Starlink и спутниковый интернет. Протопопов считает, что обозримом будущем Falcon не сможет стать надежным провайдером постоянных челночных полетов для Varda Space

Скоро производственные стартапы начнут использовать и другие ракеты, – говорит он. – Например – ракеты от Virgin Orbit. Но цена доставки будет выше, чем на Falcon, что достаточно сильно может повлиять на экономический смысл массового «орбитального» производства.

Как оценил директор по маркетингу стартапа Sputnix Анатолий Копик, доставка в 1 килограмм на орбиту теми ракетами, что есть, может дойти до десятков тысяч долларов.

Космооптимисты

pexels.com/ru

Как рассказал TechCrunch сооснователь стартапа Делиан Аспарухов, он собирается  организовать производство в космосе меньше, чем за 1,5 года.

Эксперты, которых опросил Forbes, сомневаются, что стартап может справится с задачей настолько быстро.

– Да, вполне реально запустить производство, но на это необходимо слишком много денег, – рассказал Анатолий Копик.

В это же время АО «ЛОМО» и стартап OneCell планируют запустить производство высокотехнологичного сканера с искусственным интеллектом (ИИ). С его помощью можно будет автоматически оцифровывать сотни тысяч гистологических стекол для диагностики оперированных опухолей и биопсий.



";