19 апреля, 2024

Самарские ученые разработали «механическую коробку передач для космоса»

12 апреля, 2022, 14:39

Ученые из Самарского университета им. Королева разработали уникальную систему управления положением космических кораблей. Эта разработка открывает новые возможности для повышения маневренности космических аппаратов и позволит эффективнее расходовать их энергию. Соответствующая статья была опубликована в журнале «Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation».

Специалисты предложили использовать новый тип многороторной системы, которая, по их словам, является своеобразной «механической коробкой передач для космоса». Ее можно реализовать и крупномасштабных космических аппаратах, и на спутниках.

По словам ученых, принцип действия системы был основан на мгновенном подключении и отключении дополнительных роторов, что в свою очередь позволяет повысить управляемость космического аппарата, а также увеличить его энергоэффективность.

Кроме того, специалисты предложили механизм разгрузки абсолютного кинетического момента, который основан на гравитационном демпфере. Главный элемент данной системы – вспомогательное внутреннее тело, которое вращается в сферической полости с вязкой жидкостью. Она в свою очередь работает как «гравитационный якорь», а он позволяет выровнять положение и угловую скорость космического аппарата за счет взаимодействия с центральным полем тяготения нашей планеты.

Математическое моделирование динамики движения многороторного аппарата показало высокую эффективность предложенного учеными принципа.

Ранее российские инженеры представили робота-манипулятора с обратной тактильной связью. По словам ученых, его можно использовать для работы в космосе и на больших глубинах.