19 апреля, 2024

На Солнце обнаружили новые сверхбыстрые вихревые потоки

30 марта, 2022, 11:27

Астрономы зафиксировали необычное явление на Солнце – вихревые потоки, движущиеся в противоположном от звезды направлении. Их движение происходит в три раза быстрее, чем полагается по законам гидродинамики.

© pexels.com

Впервые такие волны открыл американский метеоролог Карл-Густав Арвид Россби в 1939 году. Явление получило название волны Россби. Они возникают из-за неодинаковой на разных широтах силы Кориолиса – это инерционная сила, порождаемая вращением Земли. В атмосфере образуются течения планетарного масштаба, влияющие на климат и погоду. Теплый воздух из тропиков переносится к полюсам, а холодный – в обратную сторону. Они же определяют и чередование циклонов и антициклонов.

В конце прошлого столетия ученые предположили, что волны Россби должны появляться и на Солнце, которое, как и Земля, вращается вокруг своей оси. В 2018 году немецким ученым из Института исследований Солнечной системы им. Макса Планка удалось зафиксировать на солнечном экваторе волновые завихрения, распространяющиеся в противоположном ее вращению направлении. Индикаторами движения служили гранулы – конвективные ячейки размером 1,5 километра, пишет РИА Новости.

Исследователи из космической обсерватории солнечной динамики НАСА SDO (Solar Dynamics Observatory) проанализировали 6 лет наблюдений и выявили более крупные вихревые потоки. Их контролируют волны Россби, которые на Солнце отличаются своими гигантскими размерами, сравнимыми с радиусом самой звезды. У них небольшая амплитуда, а период колебаний составляет несколько месяцев.

Ученые Центра космических наук Нью-Йоркского университета а Абу-Даби недавно обнаружили еще один вид колебаний – высокочастотные ретроградные волны (HFR). Выглядят они как меняющийся узор вихрей, располагающихся антисимметрично. Их физическая природа пока неясна до конца. Очевидно, в их образовании участвуют дополнительные силы, поскольку они движутся быстрее волн Россби в три раза.