28 марта, 2024

На Марсе обнаружили все необходимое для жизни

23 апреля, 2021, 16:12
Правда, жизни микробной.
© pexels.

В исследовании, которое уже опубликовали в журнале Astrobiology, приведены результаты исследования химического состава марсианских метеоритов – горных пород, оторвавшихся от поверхности Марса, которые в конечном итоге посыпались на Землю. Анализ показал, что эти породы, при постоянном контакте  с водой, будут выделять химическую энергию, необходимую для поддержки микробных сообществ, похожих на те, которые выживают в неосвещенных глубинах Земли.

Так как эти метеориты могут быть репрезентативными для обширных полос марсианской коры, полученные данные подразумевают, что большая часть недр Марса вполне может быть обитаемой.

– Большое значение для всей науки и сферы подземных исследований имеет факт наличия грунтовых вод на Марсе, – рассказал Тарнас. – Есть хороший шанс, что у вас будет достаточно химической энергии для поддержания подповерхностной микробной жизни. Мы не уверены, зарождалась ли когда-либо жизнь под поверхностью Марса, но, по предварительным данным, энергии там – предостаточно.

Так, за последние десятилетия ученые обнаружили, что в недрах Земли обитает обширный биом, который существует автономно от всего того, что живет «под Солнцем».

Без солнечного света этот биом выживает, используя побочные продукты химических реакций, которые возникают при контакте камней с водой.

– Одна из таких реакций – радиолиз, который происходит, когда радиоактивные элементы в породах вступают в реакцию с водой, захваченной в порах и трещинах, – цитирует ученых издание. – Реакция расщепляет молекулы воды на составляющие их элементы, водород и кислород. Освободившийся водород растворяется в оставшихся грунтовых водах, в то время как минералы, такие как пирит (то самое «золото дураков»), впитывают свободный кислород, образуя сульфатные минералы. Микробы затем поглощают растворенный водород в качестве топлива и используют кислород, который сохраняется в сульфатах, для «сжигания» этого топлива.

Сам Тарнас работал с командой, возглавляемой профессором Университета Брауна Джеком Мастардом и профессором Барбарой Шервуд Лоллар из Университета Торонто. Исследователи хотели лучше понять эти подземные системы, с прицелом на поиск аналогичных мест обитания на Марсе и в других местах Солнечной системы.

Данный проект получил название Earth 4D: Subsurface Science and Exploration. В качестве мецената выступил Канадский институт перспективных исследований.

Сейчас Тарнас и Мастард говорят, что, несмотря на то, что существуют технические проблемы, которые связаны с разведкой недр, они не так уж и фатальны, как могут подумать люди.

Как сообщил Мастард, для бурения «нефтяная вышка размером с Техас» не будет нужна.

– Да и недавние достижения в области небольших буровых зондов вскоре сделают марсианские глубины доступными, – заверяет он. – Недра – одна из границ в исследовании Марса. Мы исследовали атмосферу, нанесли на карту поверхность с помощью световых волн разной длины и приземлились на поверхность почти в двух десятках локаций.

До этого специалисты Международной координационной группу по исследованию космического пространства, которая объединяет свыше 20 национальных космических агентств, заявили о том, что после 2030 года пилотируемые миссии на Марс станут реальностью. Конечно, сроки колонизации Красной планеты, вероятнее всего, сместятся, но в этом веке человек все же должен ступить на ее поверхность.