28 апреля, 2024

Как полеты в космос изменяют мозг

Космический полет может вызвать долговременные структурные изменения в человеческом мозге
09 июня, 2023, 9:35

Автор Дэвид Нилд со ссылкой на материал, опубликованный в издании Scientific Reports, рассказал о том, что….космос может быть опасен. По крайней мере, для наших тел.

-Ну, мы догадывались о том, что время, проведенное в невесомости, влияет на наши тела, от мозга до костей, но каких-то научных доказательств, каких-то заявлений ученых – не было, – пояснил он. – Детали все еще неясны.

Но недавно ученые исправились. И смогли выяснить, как именно продолжительность космических полетов может влиять на жидкость в человеческом мозге.

– Спинномозговая жидкость, хранящаяся в мозге в четырех карманах, называемых желудочками, помогает смягчить мозг и сохранить его защищенным, – рассказал автор. – Она отвечает за вымывание клеточных отходов и за доставку питательных веществ из кровотока.

Исследователи из Университета Флориды, Космического центра НАСА имени Джонсона обнаружили, что способ, которым космический полет увеличивает размер желудочков и объем мозговой жидкости, зависит от определенных факторов, включая продолжительность пребывания астронавтов в космосе и интервалы между их космическими «ходками».

– Результаты показали, что расширение желудочков продолжается во время космического полета с увеличением продолжительности миссии, – рассказал нейробиолог из Университета Флориды Хизер Макгрегор. – Интервалы между полетами менее трех лет могут не дать желудочкам достаточно времени для полного восстановления их компенсаторной способности.

Об этом увеличении размера желудочков и дополнительной мозговой жидкости также наблюдалось в предыдущих исследованиях, и это сопровождается смещением мозга вверх внутри черепа в условиях микрогравитации, а это способствует перераспределению жидкости.

Отек желудочков мозга представляет собой компенсаторный механизм во время космического полета, позволяющий мозгу приспосабливаться к изменениям в спинномозговой жидкости. По возвращении на Землю мозговая жидкость медленно возвращается к своему нормальному распределению.

– Хотя кажется нелогичным, что при более коротких миссиях в этой структуре произойдут большие изменения, это может отражать раннее адаптивное структурное изменение в полете, которое со временем постепенно возвращается к исходному уровню, – объясняли исследователи.

У семи астронавтов, у которых был перерыв менее трех лет между полетами, это расширение желудочка было не таким заметным. Команда предполагает, что у желудочков мозга недостаточно времени для сокращения и саморегулирования, чтобы иметь возможность справиться с увеличением количества спинномозговой жидкости.

Сканирование также показало, что чем больше предыдущих миссий совершил астронавт, тем менее заметным было увеличение размера желудочка после полета. Исследователи полагают, что мозг этих астронавтов был почти таким же «менее податливым» из-за более ранних расширений или исчерпал свою способность справляться со стрессорами космического полета.

– Открытие предполагает, что на мозг влияют совокупные эффекты во время нескольких полетов и, возможно, отдельные периоды адаптации к микрогравитации и условиям космического полета, – рассказали ученые.

Обнадеживает то, что на самом деле не так уж много людей регулярно отправляются в космос. На момент написания статьи их было 636 человек. Анализ последствий космического полета для больших групп людей будет важен для получения более полного представления о том, как воздействуют на различные органы и мозг.

– Что уже ясно, так это то, что сдвиги в мозге происходят и зависят от продолжительности и частоты полетов, – уточнили ученые. – Ранее эта дополнительная спинномозговая жидкость была связана с проблемами зрения у астронавтов. Так как в ближайшие годы запланированы более длительные миссии на Луну и Марс, мы все-таки должны понять, через что предстоит пройти нашим астронавтам.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что российские космонавты в третий раз вышли в открытый космос