29 апреля, 2024

Черные дыры могли появиться еще до сотворения Вселенной

Ученые выдвинули новую гипотезу о происхождении черных дыр
13 апреля, 2023, 9:52

Астрономы продолжают изучать черные дыры и природу их происхождения. Недавно ученые обнаружили самую древнюю сверхмассивную черную дыру возрастом более 13 млрд лет. Исследователи считают, что в таких объектах может таиться разгадка происхождения Вселенной.

Черные дыры звездных масс образуются в результате коллапса гигантских звезд, которые в конце своей эволюции «взрываются внутрь», отмечает РИА Новости. Однако происхождение сверхмассивных черных дыр (СМЧД) объяснить сложнее, а их масса в миллионы раз превышает массу Солнца. Однако ученые давно выяснили, что настолько больших звезд, чье схлопывание привело бы к образованию подобных объектов, не существует.

Рост черных дыр возможен за счет поглощения ими газа и плазмы, и ранее считалось, что эти дыры растут за счет «питания» звездами. Однако новые исследования показали, что сверхмассивные черные дыры появились примерно в одно и то же время с первыми галактиками.

Так, международная группа ученых под руководством астрофизика Ребекки Ларсон из Техасского университета в Остине исследовала галактику CEERS_1019. Это скопление звезд, звездной пыли и темной материи, связанное гравитацией и обнаруженное еще в 2015 году с помощью телескопа «Хаббл».

Черную дыру Ларсон и ее команда обнаружила в самом центре исследуемой галактики. Приблизительный объем этого объекта специалисты оценивают в десять миллионов солнечных масс. Кроме того, удалось установить, что когда Вселенной исполнилось 570 млн лет, эта СМЧД уже существовала, то есть она является самой древней из всех известных.

Однако исследователи пока не смогли построить четкую теорию о том, как такие массивные дыры образуются в космическом пространстве. Есть лишь версии о том, что они образуются в результате коллапса гигантских газовых облаков или появились сразу после рождения Вселенной, сгенерированные энергией Большого взрыва. Хотя ученые задаются вопросами о том, было ли во Вселенной что-то еще до взрыва. Поэтому его этиология тоже не до конца ясна.

Специалисты канадского Университета Далхаузи и Университета королевы Марии в Лондоне еще в 2011 году выдвинули теорию о том, что черные дыры, известные на сегодняшний день, могли возникнуть в результате так называемого Большого сжатия. Ученые предположили, что до Большого взрыва во Вселенной происходил обратный процесс, и она сжималась, а не расширялась как сейчас. Максимальное уплотнение материи и сформировало черные дыры, которым удалось пережить Большой взрыв и ассимилироваться с новым пространством.

Так или иначе, у астрофизиков есть еще много вопросов, на которые пока Вселенная не дает ответа.

Ранее LIVE24 сообщало о невероятном открытии британских ученых, которые обнаружили черную дыру массой в 33 млрд раз больше Солнца.