04 сентября, 2021, 13:50
Обновлено 14:01

Астрономы: признаки внеземной жизни могут быть обнаружены в ближайшие два-три года

Охота на планеты Гайкеи (Hycean) может привести к открытию биосигнатур жизни за пределами нашей Солнечной системы.

Михаил Новиков
Фото: © pixabay

Когда дело доходит до поиска признаков жизни на далеких планетах, астрономы обычно осторожничают. Они искали планеты размером с Землю, с температурой поверхности, подобной Земле, и атмосферой, схожей с земной.

Но теперь группа исследователей из Кембриджского университета определила новый класс пригодных для жизни планет (Hycean), которые могут полностью изменить «правила игры».

Hycean означает горячие, покрытые океаном планеты с богатой водородом атмосферой.

В частности, охота на планеты Гайкеи (Hycean) может привести к открытию биосигнатур жизни за пределами нашей Солнечной системы в течение следующих двух или трех лет, заявили исследователи.

«Гиганские планеты открывают нам совершенно новые возможности для поиска внеземной жизни», — заявил руководитель исследования доктор Никку Мадхусудхан из Кембриджского института астрономии, — «По сути, когда мы искали эти различные молекулярные сигнатуры, мы сосредотачивались на планетах, подобных Земле, что является разумным местом для начала. Но мы думаем, что планеты Гайкеи дают больше шансов найти следы разумных существ».

Планеты Hycean в 2,6 раза больше Земли, а температура атмосферы достигает 200 °C. Тем не менее, их океанические условия могут быть похожи на земные и, следовательно, потенциально могут служить убежищем для микробной жизни. Значительная часть открытых к настоящему времени экзопланет попадает в эту категорию.

Более крупные размеры, более высокая температура поверхности и богатая водородом атмосфера планет Hycean также делают их атмосферные сигнатуры намного легче обнаруживаемыми, чем планеты земного типа.

В поисках признаков жизни на других планетах астрономы обращают на биосигнатуры, такие как кислород, озон, метан и закись азота, которые присутствуют на Земле.

Есть также ряд других биомаркеров: хлористый метил и диметилсульфид, которые могут указывать на существование жизни на планетах с богатой водородом атмосферой, где кислород и озон могут быть не такими многочисленными.

«Обнаружение биосигнатуры изменит наше понимание жизни во Вселенной», — уверен Мадхусудхан. — «Мы должны открыто говорить о том, где мы ожидаем найти жизнь и какую форму она может принять, поскольку природа продолжает удивлять нас зачастую невообразимыми способами».

Команда определила несколько планет Hycean на расстоянии от 35 до 150 световых лет, которые, как они надеются, станут главными целями для следующего поколения космических телескопов, таких как космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST), который должен быть запущен в конце 2021 года.