22 апреля, 2021, 8:49
Обновлено 15:46

Астрономам удалось впервые увидеть вращение мини-галактики ранней Вселенной

Речь идет о галактике RXCJ0600-z6.

Андрей Гольев
Астрономам удалось впервые увидеть вращение мини-галактики ранней Вселенной
Фото: © pixabay.com

Благодаря естественному эффекту гравитационного линзирования, астрономы, которые работают на комплексе радиотелескопов ALMA в чилийской пустыне Атакама, открыли небольшую галактику, образовавшуюся на ранних этапах эволюции Вселенной. Интересно, что газ внутри данной галактики вращается, а не движется в хаотическом порядке. Соответствующее исследование опубликовано в журналах The Astrophysical Journal и The Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Специалисты из проекта ALMA Lensing Cluster Survey (ALCS) используют объединенную мощь комплекса радиотелескопов ALMA и «естественных телескопов» для того, чтобы искать небольшие галактики в ранней Вселенной. Это единственный способ, который может помочь понять процесс формирования первых галактик, потому что теория и моделирование предсказывают, что их большая часть, образовавшаяся через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва, была тусклая и маленькиая.

Авторы исследования провели 95-часовую программу наблюдений, в результате которой выявили 33 скопления галактик. Одно из этих скоплений, RXCJ0600-2007, которое находится в созвездии Зайца и имеет массу в 1 тысячу триллионов раз больше массы Солнца, позволило найти небольшую далекую галактику, получившую название RXCJ0600-z6.

Специалисты смогли установить реальные размеры данной галактики. Она оказалась почти в 100 раз меньше Млечного Пути и, если судить по анализу света от ионов углерода и звездной пыли, образовалась в то время, когда возраст Вселенной составлял всего 7% от текущего возраста, то есть примерно через 900 миллионов лет после Большого взрыва, или 12,9 миллиардов лет назад.

Специалистов поразил тот факт, что RXCJ0600-z6 вращается. До сих пор было принято считать, что газ в молодых галактиках имеет беспорядочное хаотическое движение. Лишь недавно телескоп ALMA обнаружил ряд вращающихся молодых галактик, которые бросили вызов традиционным теоретическим представлениям, однако они были на несколько порядков ярче, то есть больше, чем RXCJ0600-z6.

Авторы работы рассчитывают, что в будущем, после того как в строй введет космический телескоп Джеймса Уэбба, они смогут узнать больше о галактике RXCJ0600-z6 и других подобных объектах.

Ранее стало известно, что астрономическая обсерватория Pan-STARRS, расположенная на Гавайях, еще в 2017 году с помощью собственных технологий обнаружила первый межзвездный объект, находящийся за пределами Солнечной системы. Тогда небесное тело получило красноречивое название «Оумуамуа», что в переводе с гавайского означает «разведчик», «посланник».

Космос

Индийский зонд «Чандраян-2» подтвердил, что высадка на Луну американских астронавтов реальна

Индийская автоматическая межпланетная станция «Чандраян-2» на протяжении более двух лет находится на окололунной орбите. Целью запуска было получение поверхности спутника Земли при помощи самой большой камеры, которая выводилась на орбиту за всю историю. Пробные снимки вызвали бурный интерес в Сети, так как подтвердили, что высадка на Луну американцев в ходе миссии «Аполлон 11» действительно состоялась.