06 октября, 2021, 17:30
Обновлено 17:30

Юлия Сергеева
© pixabay.com
© pixabay.com

Группа испанских ученых использовала модифицированные бактерии для борьбы с микробами, которые «не боятся» антибиотиков. Эта разработка, по сути, представляет собой «живое» лекарство, которое борется с патогенами, образующимися на поверхности катетеров, кардиостимуляторов и других медицинских имплантатов.

В журнале Molecular Systems Biology опубликована статья с подробностями исследования. Ученые рассказали, что именно поверхности медимплантатов служат идеальной поверхностью для роста биопленок. Патогенные микроорганизмы, связанные с ними, в тысячи раз более устойчивы к антибактериальным препаратам, чем бактерии, живущие по отдельности. К тому же, именно они составляют порядка 80% от всех инфекций, передаваемых в больничных стационарах.

Самый распространенный вид бактерий, образующий такие пленки, — золотистый стафилококк. Инфекции, вызванные им, не поддаются влиянию стандартных антибиотиков. Применение альтернативных методов терапии, например, использование антител или ферментов широкого спектра, крайне токсичны для здоровых тканей и клеток.

Исследование проводили специалисты из Центра геномной регуляции Барселонского института наук и технологий. Они предложили использовать для адресной доставки ферментов непосредственно к биопленкам бактерии, которые самостоятельно производят эти ферменты.

Авторы научной работы считают, что этот вариант станет безопасным и более дешевым способом лечения инфекций, которые возникают в результате медицинского вмешательства. К сожалению, размножения бактериальных и вирусных инфекций в больницах не избежать, поскольку лечат там от разных заболеваний, и, несмотря на регулярную уборку с применением хлорированных средств бактерии все равно будут размножаться.

Новый метод терапии испанские медики уже протестировали на лабораторных мышах, которым вводили инфицированные катетеры. В 82% случаев грызуны выживали после заражения и выздоравливали.

«Наша технология, основанная на синтетической биологии и живых биотерапевтических средствах, была разработана с учетом всех стандартов безопасности и эффективности для применения в легких, так как респираторные заболевания — одна из наших первоочередных целей»,

сообщила руководитель исследования, специалист Центра геномной регуляции Мария Люч.

Клинические испытания запланированы на 2023 год, после чего врачи планируют перейти к полномасштабному производству «живых» лекарственных препаратов.

На фоне пандемии увеличился риск привыкания и резистентности к антибиотикам в целом. При первых проявлениях простуды люди спешат в аптеку и покупают сильнейшие препараты, которые на самом деле не помогут вылечить инфекцию гриппа или ОРВИ, а лишь усугубят болезнь. В конечном счете, организм может привыкнуть к антибактериальным препаратам, и когда они действительно будут необходимы, никак на них не отреагировать.

Врач-иммунолог Елена Латышева рассказала, как правильно принимать антибиотики, чтобы не навредить здоровью. Важно помнить, что такие лекарства прописывают только против бактериальных, а не вирусных инфекций.

Подписывайтесь на LIVE24.RU в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.