29 апреля, 2024

Холод продлевает жизнь

Ученые нашли новый способ достижения долголетия
28 апреля, 2023, 10:12

Горячий душ, частое посещение сауны и другие «горячительные» процедуры могут негативно повлиять на продолжительность жизни. Ученые выяснили, что при холодных температурах замедляется агрегация белков – процесс, приводящий к преждевременной смерти клеток. Таким образом, холод поможет увеличить продолжительность жизни.

Белковый обмен в клетках рушится в процессе старения организма или ввиду сторонних факторов, например, экологии или стрессов. При скоплении белковых агрегатов в сосудах, тканях и суставах формируются сердечно-сосудистые заболевания, склероз, болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Биологи из Кёльнского университета в Германии провели исследование с использованием почвенного червя Caenorhabditis elegans. Оказалось, что при снижении температуры патологическая агрегация белков замедляется, так как холод активирует клеточный механизм очистки. С его помощью расщепляются вредные белковые скопления, в результате чего увеличивается продолжительность жизни.

Так, при стандартных 20 градусах по Цельсию червь жил не более 20 дней, а всего при 15°С – до 28-29 дней.

Исследователи выяснили, что при низких температурах клетка нарабатывает больше белка-активатора PSME3. Он регулирует работу молекулярных комплексов, удаляющих поврежденные белки – протеасом. В результате такой реакции разрушаются пептидные связи, клетка очищается от вредных белков, продлевая себе жизнь.

Полученные результаты немецкие ученые проверили на культивированных человеческих клетках. Специалисты взяли материал с генами риска двух нейродегенеративных заболеваний – болезни Гентингтона и бокового амиотрофического склероза (БАС). При понижении температуры до 36 градусов в клетках начинал активироваться человеческий аналог «очищающего» белка PSME3.

Руководитель исследования профессор Дэвид Вильчес отметил, что эти результаты могут быть распространены и на другие заболевания мозга, а также на разные виды животных. Однако охлаждение организма не должно быть экстремальным. Эксперименты исследователей показали, что даже незначительное снижение температуры воздуха увеличивает жизнь не только хладнокровных, но и млекопитающих.

Так, при нормальной температуре человеческого тела от 36,5 до 37 градусов падение ниже отметки в 35 градусов может привести к необратимым физиологическим процессам и даже смерти. Но сдвиг на полградуса допустим. Например, в ходе экспериментов с человеческими клетками их температуру охлаждали до 36 градусов.

Высокие температуры делают метаболические процессы во всем теле интенсивнее, поэтому клетки быстрее расходуют свой ресурс, рассказала в беседе с РИА Новости эксперт в области омоложения и долголетия Галина Хусаинова.

«Снижение температуры тела замедляет обменные процессы, что закономерно должно привести к росту продолжительности жизни. Этот же эффект проявляется при умеренном голодании — доказанном факторе долголетия»,

объяснила специалист.

Главным открытием этого исследования стало то, что активность протеасом можно увеличить без дополнительного охлаждения. Достаточно применить генную инженерию. Значит, в перспективе ученые могут создать лекарство для борьбы с возрастными заболеваниями.

Тем не менее Хусаинова отмечает, что по-прежнему нет никаких гарантий, что холод продлевает жизнь. Отследить только температурное влияние на долголетие человека в рамках исследований невозможно, так как есть целый ряд и других факторов.

Даже польза закаливания не имеет научного подтверждения, добавляет врач, кандидат медицинских наук Екатерина Кашух. Главное правило здесь – постепенное и регулярное закаливание, которое не нанесет вреда.

Медики уверены, что если человек будет стараться жить в холоде, но при этом его питание будет далеко от здорового, а в жизни вместо физической активности будут вредные привычки, то вряд ли ему удастся достичь долголетия. Поэтому к долгой жизни нужно стремиться, беря во внимание целый комплекс факторов.