Это была наша песня: ученые назвали причину, по которой люди склонны испытывать ностальгию
– Не секрет, что людям все больше нравятся «индуцированные воспоминания», – рассказали ученые. – Иными словами, каждый из нас скорее человек предпочтет какую-то песню или фильм с ностальгическим эффектом, нежели что-то принципиально новое.
Специалисты из Университета Канзаса определили, что большая часть приятных переживаний у людей связана именно со старыми медиапродуктами, а не с новыми. Люди склонные считать любые воспоминания более счастливыми, вот и выбирают раз за разом «ностальгический» контент.
Для того чтобы докопаться до истины, исследователи провели эксперимент, в ходе которого они ставили респондентам отрывки из современных песен, а также из композиций 10-летней давности. Позже они проделали ровно то же самое и с фильмами. Потом добровольцы должны были рассказать о любых воспоминаниях, появляющихся при просмотре/прослушивании медиаобразцов. В итоге стало ясно – именно старые песни и фильмы спровоцировали возникновение большей части воспоминаний. То есть люди в большей степени ценили именно старые медиа.
– Мы старались понять, что именно происходит, когда люди видели медиапродукты, и каким именно образом это на них влияло, – рассказал, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Калифорнийского университета Джуди Уоттс. – Мы изучили все нюансы связи между медиа и чувством идентичности. Почему люди чаще желают соприкоснуться именно с любимыми медиа? Что при этом чувствуют? Вот поэтому и решили начать с самого простого – с музыки. Именно она имеет тенденцию провоцировать у нас приступы безудержной ностальгии.
400 участникам предложили готовые ответы для того, чтобы охарактеризовать природу своих чувств после прослушивания песен: «я был молодым и наивным в этом воспоминании», «жизнь была намного проще во время этого воспоминания» и третий вариант – «я чувствовал себя полностью погруженным в это воспоминание».
В итоге стало ясно – старая музыка вызывала больше воспоминаний и была более приятной для респондентов, как и воспоминания о ней – более позитивными. При этом участники чувствовали, что, несмотря на то, что, воспоминания были положительными, сейчас они живут гораздо лучше, чем во время, о котором они вспоминают.
– Получается, что человек ценит любые развлечения, активизирующие память в особом ключе, – заключили специалисты.
Все полученные данные помогли лучше понять «автобиографическую память» и непосредственно то, как влияют на психические процессы человека медиа. Специалисты добавили, что исследования «медиаэффектов», сосредоточены на более «значимых» продуктах, речь о высоко оцененных, классических или высокоинтеллектуальных формах развлечений, не берущих в счет более легкие – те же поп-композиции, фильмы о супергероях и прочее.
– Очень важно понять все эмоциональные последствия подобных воспоминаний, потому что потенциально это поможет людям успешно справляться со стрессом и отрицательными чувствами, – рассказал преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Калифорнийского университета Джудди Уоттс. – Мы часто придаем смысл развлечениям, которым предаемся в пору студенчества. Но потом это отбрасывается как что-то не очень значимое.
Как пояснили авторы, как раз эта пора, а точнее – воспоминание о ней – и важно. Ведь речь идет о том, как именно человек это пережил:
– Когда мы к этому возвращаемся, мы можем ощущать тепло, счастье или другие эмоции, – пояснили ученые. – Мы же, как специалисты, сфокусированы на психологических процессах между памятью и медиапродуктами.
Ранее LIVE24 сообщало о том, что исследование показало, что женщины читают мысли лучше мужчин.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.