29 апреля, 2024

Чикагские ученые выявили связь между муравьями и растениями из тропиков

Муравьи эволюционировали вместе с тропическими растениями
03 апреля, 2023, 10:55

Муравьи распространились по всей планете с помощью совместной эволюции с цветковыми растениями. К такому выводу пришли ученые Полевого музея в Чикаго. В журнале Evolution Letters они опубликовали результаты своего исследования.

Оказалось, что муравьи и покрытосеменные растения появились еще 140 млн лет назад, после чего стали распространяться на новые места обитания. Специалисты сравнили климат, в котором обитают около 1400 современных видов муравьев. Эти данные объединили с реконструкцией генеалогического муравьиного древа, которое создали на основе генетического анализа и окаменелостей в янтаре.

Ученые предположили, что 60 млн лет назад первые муравьи вили свои гнезда под землей в лесах. В это же время появились растения, способные выделять влагу через транспирацию. В результате почва и окружающая среда, где жили муравьи, по своему климату напоминала тропики. Из-за повышенной влажности насекомым пришлось переносить свои гнезда из-под земли на деревья.

Спустя некоторое время часть цветковых растений начала распространяться, пытаясь приспособиться к более засушливым условиям. За ними последовали и некоторые древние виды муравьев, так как их жизнь зависела от питательных веществ растений. В частности, от элайоса – сочная структура семян многих цветковых растений.

Муравьи, собиравшие элайосомы, повлияли на рассеивание семян, распространившись таким образом вместе с растениями.

Еще одно удивительное открытие, связанное с растениями, сделала группа итальянских ученых. Они выяснили, что растения могут “жаловаться” на засуху или болезни, издавая особые звуки на почти неслышимых частотах.