25 апреля, 2024

Австралийские ученые обнаружили признаки интеллекта у растений

09 сентября, 2021, 9:17
Цветы способны активировать различные механизмы для своей защиты или удобрения.
Австралийские ученые обнаружили признаки интеллекта у растений
© pixabay.com

Специалист Моника Гальяно из Центра эволюционной биологии Университета Западной Австралии привела пример с летучими мышами – еще несколько десятилетий назад ученые отказывались верить в то, что эти животные обладают способностью к ультразвуковой эхолокации. Аналогичная ситуация сложилась сегодня и в отношении растений.

Исследователь отметила, что давно известно о способности цветов производить звуковые сигналы. По большей части это звуковые волны в нижней и ультразвуковой частях частотного спектра. Вопрос лишь в том, как интерпретировать эти сигналы.

«Это может быть побочный эффект процесса роста, или, что гораздо более интересно, коммуникационные сигналы. Неужели растения могут обмениваться данными друг с другом не только химическим способом, но и звуковым?»,

отметила Гальяно.

Растения также могут распространять по почве химические сигналы, которые предупреждают их соседей о засухе или атаках насекомых. После получения таких знаков другие растения начинают реагировать, чтобы минимизировать урон. Такой механизм, по мнению Моники, уже можно считать одним из признаков интеллекта у растений.

Впервые термин «интеллект растений» ввел профессор Школы биологических наук Эдинбургского университета Энтони Тревавас. Он пояснял, что человеку сам факт наличия разума у представителей флоры кажется немыслимым лишь потому, что образ жизни растений значительно отличается от человеческого. Дерево может стоять на одном месте сто лет и даже больше, тогда как многие люди не доживают и до 70.

Тревавас подчеркивал, что цветы, кустарники и саженцы могут реагировать на внешний мир так же, как и человек. Например, цветок может убить часть своего листа, чтобы помешать созреванию яиц гусеницы в нем. По мнению профессора, это и является одним из явных «симптомов» интеллекта.

Ученый уверен, что «разум» растений является результатом сложного взаимодействия множества клеток. При этом в отличие от нейронов мозга человека эти клетки не являются сугубо специализированными, но они помогают растениям совершать рациональные действия, способствующие их процветанию.

Ранее флорист перечислила комнатные цветы, которые не смогут выжить в квартире. Некоторым растениям требуется свежий воздух и даже определенная температура. Есть и те, которые попросту не приспособлены к российскому климату. Обеспечить правильный уход таким растениям сложно, поэтому лучше выбрать менее экзотичные варианты.