27 апреля, 2024

Астрономы сделали открытие, разрушающее все представления о космосе

The Atlantic: открытие новых галактик разрушило официальную историю Вселенной
09 марта, 2023, 12:51

Некоторые близкие галактики – типа Туманности Андромеды были всегда видны невооруженным глазом. Для человеческого глаза они предстают в качестве плохо различимых пятен в ночном небе.

Остальные объекты стали известны человеку после изобретения в XVII веке телескопа. Примерно тогда и началась официальная дискуссия по поводу их природы: это что, облака космической пыли в Млечном Пути или самостоятельные «острова во Вселенной»?

И только в 1920-е годы человечество пришло к выводу, что эти светящиеся облака – галактики.

Это произошло в тот момент, когда астроном Эдвин Хаббл, ссылаясь на работы менее известного астронома Генриетты Суон Ливитт, выяснил, что некоторые отдельные звезды, которые находятся слишком далеко, просто не могут входить в нашу галактику Млечного Пути.

Только в середине 1990-х, в тот момент, когда названный именем Хаббла космический телескоп смог заглянуть во Вселенную дальше. И выяснил, что там находятся тысячи мерцающих галактик. Просто один остров за другим в гигантском космическом море.

Автор издания The Atlantic Марина Корен (Marina Koren) сообщила о том, почему все то, что последовало позднее в истории мировых открытий, из-за недавнего исследования ученых, оказалось под большим вопросом.

Как только появился телескоп Хаббла, астрономы стали пребывать в твердой уверенности – все им давно известно, они хорошо понимают процессы в галактиках и способы их формирования. Но потом был создан еще более мощный, чем «Хаббл», космический телескоп. И ученые оказались лицом к лицу с новыми поразительными явлениями.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» целиком и полностью введенный в эксплуатацию только летом прошлого года, показал, что после Большого взрыва галактики стали формироваться быстрее, чем прежде считалось.

У некоторых из них неожиданно большой размер и они буквально кишат звездами.

Ученые были вынуждены признать, что перед ними – новая реальность. И в этой реальности уже не могут существовать реальные теории.

Астрономы знали, что телескоп Уэбба спровоцирует революцию.

– У нас в наличии был четкий список, чем именно нас удивить телескоп Уэбба, — пояснил ученый из университета штата Пенсильвания Джоэл Леджа (Joel Leja). — Но мы и подумать не могли, что открытие огромных – даже по космическим масштабам – галактик в том месте, где они не должны находиться? Ничего подобного в списке просто не было. Не рассчитывал на это никто.

Телескопы Хаббла и Уэбба для астрономов стали определенным аналогом машины времени. Когда обсерватории занимаются исследованием космических глубин, они «купаются» в звездном свете, который оставил свой источник миллиарды и миллиарды лет назад и несется с тех пор по далям Вселенной.

– Чтобы понять космическое начало, астрофизики теперь должны искать самые далекие галактики, – поясняют авторы.  – До возникновения телескопа Уэбба ученые считали, что эти первые галактики были сформированы весьма неспешными темпами. Первые звезды появились, когда воспламенились облака водорода. Потом гравитация соединила эти древние сгустки материи, создав из них галактики.

Ранее считалось, что весь процесс соединения и сближения различной материи в массивные космические сферы занял, как минимум, миллиард лет.

Самые отдаленные галактики, замеченные Хабблом, внезапно оказались для космоса того времени неожиданно яркими.

Это говорит о том, что созвездия там больше, чем ранее считалось.

Но тогда исследователи не придавали никакого особого значения и над этим не задумывались.

Они считали, что телескоп Уэбба с его мощным инфракрасным зрением раскроет самые ранние галактики, которые Хаббл не смог открыть, но они существуют по некоторым расчетам ученых.

В первые дни работы телескопа, когда астрономы бросили все силы на поиски далеких галактик, специалисты стали роптать. Они стали считать, что просто ошибаются.

– Древние галактики были просто слишком яркими и слишком большими, – пояснили эксперты. – Приборы Уэбба потом перенастроили, они стали показывать, что некоторые измерения оказались неточными – часть галактик казалась более далекой, чем на самом деле. Поэтому и пришлось пересмотреть некоторые оценки.

Тем не менее, общая картина осталась без перемен. Ранняя Вселенная почему-то была крупной, яркой и испускающей мощный свет:

– Объекты, которые мы находим, точно такие же, как и Млечный Путь, или еще больше, что и поразительно, – рассказал Леджа, опубликовавший научную работу, в которой указаны 6 гигантских галактик, которые были уже спустя 500-700 миллионов лет после Большого взрыва. Масса одной из них может в 100 миллиардов раз быть выше массы Солнца.

Непродолжительное время ученым казалось, что новая реальность делает угрозу главным представлениям ученых о Вселенной.

Если изначальная точка была такой, то стандартная модель космологии, которая выступает самой серьезной теорией о составе и происхождении Вселенной, не соответствует действительности? Но астрономы сейчас считают, что данная теория не противоречит сюрпризам, преподнесенным новым телескопом.

Созданные в последнее время на базовой модели компьютерные имитации показывают, что на самом деле Вселенная могла сотворить часть галактик, которые и открыл телескоп Уэбба.

– Данные, на первый взгляд, не соответствуют космологическим моделям, но я считаю, что все это – не проблема космологии, – рассказал Леджа. – Это проблема наших представлений по поводу того, как создавались галактики.

Астроном Канзасского университета Эллисон Киркпатрик (Allison Kirkpatrick), занимающаяся исследованием развитием галактик, подозревает, что космическая пыль просто могла сыграть злую шутку с телескопом «Джеймс Уэбб».

– Так звезды стали просто казаться старше, чем они есть на самом деле, – уточнила она. – Может быть и сама космическая пыль в то время была иной.

Астроном Суинбернского технологического университета Иво Лаббе (Ivo Labbé) уверен, что свою роль здесь могли сыграть черные дыры.

– Если в черную дыру закачать много газа, этот газ начнет светиться ярче всей галактики, — рассказал Лаббе. – Черные дыры могли спровоцировать впечатление, что первые галактики гораздо ярче и больше наполнены звездами. Тем не менее ничто из этого не опровергнет тот факт, что первые острова во Вселенной вовсе не такие, как мы ожидали. Даже учитывая некоторые странные новые явления все там слишком большое, и появилось все это слишком быстро.

Для анализа подобных вопросов требуются новые наблюдения.

– Сейчас астрономам нужно больше данных для того, чтобы подтвердить, что открытые ими необычные галактики – реальны, – сообщил астроном Калифорнийского университета в Санта-Круз и в Стэнфорде Рен Сьюэсс (Wren Suess). – Если они на самом деле такие старые и большие, какими могут показаться, то выяснение их состава сможет помочь нам понять условия их появления. В настоящее время исследователи занимаются именно этим. Новые спектроскопические данные поступят уже этой весной. Работа похожа на пересмотр существующих ценностей. Первозданный свет таким спросом никогда не пользовался. Теоретики и астрономы, наблюдающие за космическими чудесами, и те, кто объясняют их, не знают точно, что именно они найдут к финалу своей работы. Прежде чем мы привыкнем к нашей новой Вселенной, открывшейся нам с телескопом Уэбба.

В некотором смысле подобные новые открытия добавили драмы и даже доли беспокойства научной отрасли, бывшей ранее неизменной.

– Это невозможно, но Вселенная оказалась более странной, чем мы думали, – рассказала ученая Колорадского университета в Боулдере Эрика Нельсон (Erica Nelson). – С другой стороны, это занятно и интересно.

Ранее LIVE24 сообщало о том, как в NASA выбирают кандидатов в астронавты для полетов в космос.