27 августа, 2021, 11:51
Обновлено 12:01

Американские ученые рассказали, как организм убивает себя при COVID-19

Одним из маркеров, связанных с тяжестью заболевания, является азот мочевины крови.

Мария Чумак
Американские ученые рассказали, как  организм убивает себя при COVID-19
Фото: © pexels.com

В статье в журнале Journal of Clinical Investigation исследователи из Аризонского университета и других исследовательских центров сделали предположение, что причиной тяжелого течения коронавируса  может являться определенная реакция.

Ученые изучили образцы крови 127 пациентов – их госпитализировали в период с января по июль 2020 года. Так, 30 пациентов умерли от COVID-19, 30 респондентов перенесли болезнь в тяжелой форме, но смогли выжить, после чего еще 30 переболели ковидом в легкой форме. Все остальные поступили с другими жалобами. Они не болели коронавирусом, но выступали в качестве примера контрольной группы.

Ученые изучили уровни более 1000 ферментов и метаболитов кровяной плазмы, после чего использовали компьютерный алгоритм для определения закономерностей. Как стало известно, уровни sPLA2-IIA в полной мере отражали тяжесть заболевания пациентов. Наиболее  высокий их уровень был у скончавшихся больных.

— В плазме здоровых людей содержится достаточно низкая концентрации sPLA2-IIA, — гематолог Франс Куйперс. Ну, максимум, несколько нанограмм на 1 мл крови. Обычно, уровень sPLA2 достаточно низкий и повышается только в том случае, когда в организме оказываются вирусы. Он снижается и воспаление проходит.

Ученые объяснили, что фермент — секреторная фосфолипаза A2 группы IIA (sPLA2-IIA) —  защищает организм от инородных агентов – бактерий и вирусов – захватывая, при этом,  жиры на внешней стороне клеточных мембран, в прямом смысле разрывая клетки на отдельные части. Жиры могут находиться и в человеческих клетках, но они находятся на внутренней стороне клеточных мембран. Именно это не дает sPLA2-IIA добраться до них.

— Все же данная система – не слишком надежна, — объяснил он. – В тот момент, когда клетки погибают,  из-за стресса или инфекции, жировые молекулы, являющиеся мишенью для sPLA2-IIA, начинают находится в открытом доступе, и он просто «идет в атаку». Плюс ко всему этому из поврежденных клеток высвобождается огромное количество митохондрий – своеобразных «энергетических станций», чья мембранная структура в полной мере схожа с бактериальной. Фермент уничтожает и захватывает их, после чего выплескивает их содержимое. На подобные процессы в полной мере реагирует иммунная система – начинается системное воспаление.

При этом, при каких-то очень тяжелых воспалениях – том же сепсисе, уровень sPLA2-IIA может дойти до отметки в сотни нг/мл.

У пациентов, скончавшихся от COVID-19, данный уровень поднимался до 1020 нг/мл.

— В целом у больных, умерших от ковида, уровень sPLA2-IIA всегда был в 5 раз выше, чем у тех, кто просто переболел в тяжелой форме, но смог выжить. У тех, кто переболел в легкой форме, уровень демонстрировал десятикратное увеличение.

При этом, исследователи выявили еще один маркер, который связан с тяжестью  течения заболевания – это азот мочевины крови. Он содержится в конечных продуктах белкового обмена. Когда все нормально, его начинают выводить почки, но если в организме что-то повреждено, он начинает быстро накапливаться. Коронавирус поражает почки, в то время как подскочивший sPLA2-IIA, по всей видимости, их просто добивает. Это приводит их к резкому росту концентрации азота мочевины крови.

На основании всего этого, исследователи сделали предположение, что уровни sPLA2-IIA и азота мочевины крови можно применять при прогнозировании исходов COVID-19. Анализ данных 154 пациентов показал, что учет уровня мочевины позволяет с высокой точностью спрогнозировать тяжесть заболевания и вероятность летального исхода.

Теперь ученые призывают своих коллег по всему миру обратить внимание на вероятность борьбы с признаками тяжелого COVID-19 в момент снижения уровня фермента, что особенно актуально из-за появления новых, в большей степени агрессивных, вариантов SARS-CoV-2.

Ранее американские исследователи провели еще одно исследование, результаты которого оказались весьма неутешительными. Так, стало известно, что 85% пациентов ощущали симптомы COVID-19 спустя 6 после выздоровления.

Американские диетологи заявили, что сахарозаменители повышают аппетит и увеличивают тягу к еде

Диетологи из США выяснили, что сукралоза — искусственный подсластитель, считающийся одним из самых безвредных, способен повышать аппетит и увеличивать тягу к еде, что в результате может свести на нет эффект употребления диетических продуктов и напитков, рекомендуемых при похудении. Результаты исследования были опубликованы в журнале JAMA Network Open.

Эксперты объяснили, что такое «туман в голове» при коронавирусе

За 1,5 года пандемии коронавируса стал все чаще фигурировать термин «туман в голове» — одно из ранних проявлений COVID-19, которое может сохраняться в течение долгого времени даже после выздоровления. Эксперты в области здравоохранения рассказали, что рассматриваемое определение на самом деле не является официальным медицинским состоянием, а включает в себя некоторые симптомов. Об этом пишет «Территория новостей» со ссылкой на издание The Times of India.

Пандемия снизила продолжительность жизни до уровня времён Второй мировой войны

Пандемия коронавируса фактически свела на нет огромные усилия по увеличению продолжительности жизни в Европе, США и Чили. Специалисты отмечают, что её эффект оказался сравнимым с распадом соцлагеря и Второй мировой войной. При этом исследования показывают, что по мужчинам пандемия ударила сильнее, чем по женщинам, сократив их продолжительность жизни.