29 марта, 2024

Американские ученые определили нейронный механизм чихания

16 июня, 2021, 18:53
Исследования проводили на лабораторных мышах.
© pexels.com

Специалистам впервые в истории удалось определить область в центральной нервной системе, вызывающую чихание, более 20 лет назад, однако до сих пор мало что было известно о том, как работает рефлекс чихания на клеточном и молекулярном уровне. По словам авторов работы, чихание является самым сильным и частым способом распространения капель от респираторных инфекций. По сути, это поведение нейронов в ответ на аллергены и вирусы.

В лаборатории ученые подвергали грызунов воздействию аэрозольных капель, которые содержали в себе гистамин или капсаицин — острые соединения, полученные из перца чили, заставляющий чихать как мышей, так и людей. Наблюдая за реакцией нервных клеток на капсаицин, специалисты сначала идентифицировали небольшую группу нейронов, которые связаны с чиханием, а после установили молекулы, нейропептиды, передающие сигналы чихания данным нервным клеткам.

Как оказалось, для возникновения чихания необходима молекула нейромедин B (NMB). Удалив у грызунов чувствительные к NMD нейроны части нервной системы, ответственной за чихание, ученые смогли заблокировать этот рефлекс. Также специалисты выяснили, что рефлекс чихания можно стимулировать, если воздействовать на определенную область мозга мышей с помощью пептида NMB.

Так как многие вирусы, в том числе коронавирус, распространяются в большинстве своем аэрозольно, ученые хотят разработать препарат, который мог бы подавлять выработку молекулы NMB. Таким лекарством смогут пользоваться зараженные люди, чтобы защитить от инфицирования окружающих.

Ранее исследователи из Йельского университета обнаружили, что воздействие риновируса может защитить от заражения вирусом, вызывающим COVID-19. В новом исследовании ученые обнаружили, что обычный респираторный вирус запускает активность генов, стимулированных интерфероном.