• 25 марта, 2021, 16:41

Различие в гене ZEB2 отвечает за разное развитие мозга человека и обезьян

В мозге человека в 3 раза больше нейронов, чем у высших приматов.

Различие в гене ZEB2 отвечает за разное развитие мозга человека и обезьян
Читайте LIVE24 в:
Размер человеческого мозга отличается от мозга шимпанзе и других обезьян. Британские ученые в ходе исследования нашли причину такой особенности. По их словам, скорость превращения стволовых клеток во время формирования мозга в зародыше у человека ниже. Результаты работы опубликованы в научном журнале Cell.

В мозге человека примерно в 3 раза больше нейронов, чем у высших приматов. При этом строение генов, которые управляют ростом мозга, почти идентично как у человека, так и у шимпанзе. В ходе исследования специалисты воссоздали процесс, протекающий внутри эмбрионов людей и высших приматов при развитии мозга.

Было установлено, что нейроны человека, приматов и грызунов в зародышах развиваются по-разному: у людей и шимпанзе — медленнее, а вот у крыс и мышей, наоборот, быстрее. Данный процесс у грызунов занимал менее суток, у шимпанзе и горилл — примерно 5 дней, а у человека — порядка 7 дней.

Ученые связали скорость развития нейронов в зародышах с активностью гена ZEB2 и участков ДНК, которые относятся к нему. По словам авторов работы, у приматов он активируется раньше, чем у людей.

Специалисты на практике доказали гипотезу, искусственно замедлив включение данного гена в клетках горилл и простимулировав его активацию в стволовых клетках человека. В итоге это привело к увеличению в размерах искусственно выращенного мозга горилл, а результаты в человеческой ткани мозга были обратными.

Ранее группа ученых из Университета Иллинойса в Чикаго (UIC) обнаружила «гены-зомби», которые появляются в мозге людей через несколько часов после смерти. Затем они растут и увеличиваются до гигантских размеров. Специалисты называют их глиальными клетками. С помощью «длинноруких» придатков они могут долго расти после смерти человека.