29 апреля, 2024

Британские ученые допустили существование жизни в подледных озерах Антарктиды

08 марта, 2021, 14:01
Новые исследования помогут им в этом разобраться.
Антарктический континент сплошь покрыт льдом толщиной в несколько километров, однако он скрывает ландшафт с сотней больших и маленьких озер с незамерзающей водой. Самое известное среди них — Восток, которое ученые отыскали под слоем льда на глубине более 4-х тысяч метров. Его длина составляет 250 километров, а глубина — 900 метров, пишет Forskning.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, между льдом и скальной породой в Антарктиде должны быть расположены примерно 250 озер. Они, прежде всего, интересны специалистам, изучающим возможности существования жизни в других местах Солнечной системы. Например, подо льдом на замороженном спутнике Юпитера Европе могут быть жидкие моря, и NASA недавно решило послать туда зонд, правда, произойдет это только в 2024 году.

Несколько озер уже изучили на предмет наличия микроорганизмов. Точных выводов пока что нет, но, похоже, кое-где там может существовать микроскопическая жизнь — к примеру, бактерии. При этом нельзя исключать того, что в озере Восток есть пока не найденные бактерии. Однако исследование, которое провели 4 года назад, показало, что добыть оттуда кристально чистые пробы воды очень трудно, так как они загрязняются в момент извлечения.

Сверху на все озера, которые есть в Антарктиде, давит лед. При этом льду присуще свойство таять под давлением. Получается, что последний слой льда тает, но давление остается настолько высоким, что вода в озерах не замерзает, хотя ее температура и опускается ниже нуля, причем «минус» там достаточно сильный.

К тому же озера расположены в глубине земной коры, а там их нагревают недра планеты. Как раз этот нагрев и создает течения, которые могут разносить по озерам питательные вещества. Они также поступают из тающего льда. У озер, которые расположены под толщей льда менее 3,1 тысяч метров, довольно застойный верхний слой воды, соприкасающийся со льдом. Он практически не смешивается с остальной водой. Поэтому специалисты советуют брать пробы из слоя минимум на метр ниже.

Однако у ученых все равно остается огромное количество вопросов о том, что же на самом деле творится в этих озерах. В будущем, вероятно, исследователи пробурят скважины к одному из них — озеру CECs, которое назвали в честь Научно-исследовательского центра в Чили, чьи сотрудники как раз и обнаружили его.

Ранее специалисты Австралийского Национального университета (ANU) нашли в недрах Земли таинственный слой, никаких данных о котором раньше не было. По словам ученых, заметить его без специального оборудования невозможно. Тем не менее, сам факт обнаружения подобного слоя дает специалистам основания для того, чтобы сделать сенсационные выводы.