26 апреля, 2024

Ученые из Австрии открыли новую ранее неизвестную кристаллическую форму льда

19 февраля, 2021, 15:44
До сегодняшнего дня было известно лишь 18 возможных форм.
Группа ученых-химиков из Университета Инсбрука в Австрии обнаружила новую экзотическую форму льда. Подробности их открытия опубликованы в научном журнале Nature Communications.

Руководитель исследования Томас Лоэртинг пояснил, что на самом деле это неупорядоченные системы, в которых случайным образом ориентированы молекулы воды в различных направлениях пространства. Известные до этого 18 форм льда являются идеальными кристаллами.

Тем не менее, науке известна лишь одна ледяная форма, существующая на Земле. Она носит название лед I. Все остальные вариации являются кристаллическими модификациями, которые были получены в ходе лабораторных экспериментов. Меняя давление и температуру, ученые могут получить совершенно разные вещества при одном и том же химическом составе.

Особые условия для появления уникальных ледяных видов создают космические давление и температура. Так, например, необычные кристаллические слои можно обнаружить на спутнике Юпитера Ганимеде.

Для своего эксперимента австрийские ученые в качестве исходного материала взяли лед VI, меняя его условия кристаллизации. В результате получился совершенно новый вид. Исследователи дали ему название лед XIX. При этом специалисты долгое время не могли выяснить его кристаллическую структуру. В конце концов, применив метод нейтронной дифракции, считающийся золотым стандартом ее определения, ученым все же удалось «отыскать иголку в стоге сена», как выразился Лоэртинг.

Новый вид льда во многом схож с льдом XV. Оба представляют собой родственную пару полиморфных ледяных разновидностей. У них имеется одинаковая решетка кислорода, но разный порядок расположения атомов водорода.

Ранее группа финских и американских ученых смогла создать в лаборатории «макет» шаровой молнии. Большинство физиков спорят на тему существования такого природного явления.