20 апреля, 2024

Ледяные озера Антарктиды оказались пригодными для жизни

18 февраля, 2021, 18:05
Однако вместо красивых русалок из затерянного морского города ученые обнаружили лишь водяных микробов.
Группа ученых из Имперского колледжа Лондона совместно с исследователями из Лионского университета и Британской антарктической службы выяснила, что подледные озера Антарктиды пригодны для проживания живых существ и организмов. Результаты научной работы и экспедиции ученых опубликованы в журнале Science Advances.

Такие водоемы имеют свойство формироваться под массивным ледяным щитом. Из-за большого веса самого льда происходит давление у основания, в результате чего снижается температура плавления льда. Мягкий нагрев от камней внизу и ледяная изоляция от холодного воздуха сверху позволяет лужам скапливаться с жидкой водой.

Под ледниковым щитом Антарктики ученым удалось обнаружить свыше 400 таких озер. Многие из них оказались изолированы друг от друга и от атмосферы на протяжении миллионов лет. Это говорит о том, что любая жизнь в подледных озерах может быть такой же древней. Если специалистам удастся взять образцы воды, в которой могут жить бактерии и прочие морские организмы, то научное сообщество сможет пролить свет на то, каким образом жизнь адаптируется и развивается в экстремальных условиях этой местности.

Британские исследователи уже совершили экспедицию в Анта, сумев пробурить два небольших подледных озера на краю ледяного покрова. Именно там вода может быстро входить и выходить. Ученым удалось обнаружить микробную жизнь под такой толщей льда.
Из-за отсутствия солнечного света под таким плотным слоем льда микроорганизмы получают энергию за счет обработки химикатов.

Отложения таких веществ находятся на дне озер. Именно там наиболее вероятна и жизнь редких морских животных. Для более широкого распространения жизни под водой необходимо перемещение воды. Это позволит питательным веществам и кислороду распределяться более равномерно. В обычных озерах на поверхности Земли такое перемешивание провоцируется за счет солнечного тепла и ветра.

Однако на подледные озера оба этих фактора воздействовать не могут, что дает основания исключить факт перемешивания. Ученые выяснили, что для конвекционных потоков, которым способствуют солнце и воздух, в условиях полного оледенения достаточно другого источника тепла — геотермального. Оно поднимается из недр земного шара, генерируясь от комбинации тепла, оставшегося в образовании планеты, и в результате распада радиоактивных элементов. Именно такие потоки влияют на зарождении жизни под ледяной толщей.

Ранее ученые из Китая предсказали, какие климатические изменения ожидают планету в ближайшем будущем. Свой прогноз они составили вплоть до 2050 года.