• 18 февраля, 2021, 18:05

Ледяные озера Антарктиды оказались пригодными для жизни

Однако вместо красивых русалок из затерянного морского города ученые обнаружили лишь водяных микробов.

Ледяные озера Антарктиды оказались пригодными для жизни

Группа ученых из Имперского колледжа Лондона совместно с исследователями из Лионского университета и Британской антарктической службы выяснила, что подледные озера Антарктиды пригодны для проживания живых существ и организмов. Результаты научной работы и экспедиции ученых опубликованы в журнале Science Advances.

Такие водоемы имеют свойство формироваться под массивным ледяным щитом. Из-за большого веса самого льда происходит давление у основания, в результате чего снижается температура плавления льда. Мягкий нагрев от камней внизу и ледяная изоляция от холодного воздуха сверху позволяет лужам скапливаться с жидкой водой.

Под ледниковым щитом Антарктики ученым удалось обнаружить свыше 400 таких озер. Многие из них оказались изолированы друг от друга и от атмосферы на протяжении миллионов лет. Это говорит о том, что любая жизнь в подледных озерах может быть такой же древней. Если специалистам удастся взять образцы воды, в которой могут жить бактерии и прочие морские организмы, то научное сообщество сможет пролить свет на то, каким образом жизнь адаптируется и развивается в экстремальных условиях этой местности.

pixabay.com

Британские исследователи уже совершили экспедицию в Анта, сумев пробурить два небольших подледных озера на краю ледяного покрова. Именно там вода может быстро входить и выходить. Ученым удалось обнаружить микробную жизнь под такой толщей льда.
Из-за отсутствия солнечного света под таким плотным слоем льда микроорганизмы получают энергию за счет обработки химикатов.

Отложения таких веществ находятся на дне озер. Именно там наиболее вероятна и жизнь редких морских животных. Для более широкого распространения жизни под водой необходимо перемещение воды. Это позволит питательным веществам и кислороду распределяться более равномерно. В обычных озерах на поверхности Земли такое перемешивание провоцируется за счет солнечного тепла и ветра.

pixabay.com

Однако на подледные озера оба этих фактора воздействовать не могут, что дает основания исключить факт перемешивания. Ученые выяснили, что для конвекционных потоков, которым способствуют солнце и воздух, в условиях полного оледенения достаточно другого источника тепла — геотермального. Оно поднимается из недр земного шара, генерируясь от комбинации тепла, оставшегося в образовании планеты, и в результате распада радиоактивных элементов. Именно такие потоки влияют на зарождении жизни под ледяной толщей.

Ранее ученые из Китая предсказали, какие климатические изменения ожидают планету в ближайшем будущем. Свой прогноз они составили вплоть до 2050 года.