18 декабря, 2020, 19:13
Обновлено 19:13

Открыт способ изменения генов с помощью лекарств

В будущем эта методика поможет избежать формирования наследственных заболеваний.

Юлия Сергеева
Открыт способ изменения генов с помощью лекарств
Группа исследователей из Университета Иллинойса в Чикаго в ходе лабораторных экспериментов пришла к выводу, что генетический код живых существ можно изменять. Для этих целей могут подойти некоторые лекарственные препараты. Однако медикаменты необходимо усовершенствовать, чтобы они могли оказывать должное воздействие. Результаты научной работы опубликованы в научном журнале Science Translational Medicine.

Специалисты пояснили, что у каждого гена в ДНК человека имеется по две копии. Одна из них переходит от матери, а другая от отца. Часть людей рождается с уже приобретенными заболеваниями, которые передаются по наследству. Это происходит в результате нормального функционирования одной копии генов и полной дисфункции другой.

Авторы исследования решили выяснить, возможно ли заставить неработающую копию гена правильно работать, а также есть ли возможность укрепить первую «здоровую» копию, чтобы та своей работой компенсировала отсутствие важных функций в недействующей копии ДНК. Для эксперимента ученые использовали лабораторных мышей. У животных вызывали характерное для человека заболевание глаз — аниридию, провоцирующее поражение радужной оболочки глаза.

Как правило, аниридия возникает в результате нормальной работы копии гена PAX6 и сбоев в работе второй копии. С помощью препаратов-ингибиторов МЕК специалистам удалось нарастить экспрессию гена в глазах грызунов. В результате, исследователи добились нормализации развития глаз у новорожденных мышат. Их роговица стала более прозрачной и имела меньшее количество рубцов, что поспособствовало укреплению зрения.

Ранее LIVE24 сообщало о способе снижения риска деменции в старости. Новое исследование помогло установить взаимосвязь между здоровьем сердечно-сосудистой системы и старческим слабоумием.