18 декабря, 2020, 14:36
Обновлено 14:36

Испанские ученые разгадали 200-летнюю загадку о метрономе Бетховена

Результаты научной работы опубликованы в журнале PLOS ONE.

Юлия Сергеева
Испанские ученые разгадали 200-летнюю загадку о метрономе Бетховена
Группа испанских исследователей смогла проанализировать скорость воспроизведения сочинений Людвига ван Бетховена разными дирижерами. Оказалось, что великий гений классической музыки неправильно считывал показания метронома, в результате чего и записи о темпе своих симфоний мастер делал неверные. Результаты научной работы опубликованы в журнале PLOS ONE.

Именно Бетховен стал одним из первых композиторов, кто начал использовать метроном в процессе сочинения музыки. С 1815 года он дополнял свои нотные записи числовыми метками, указывая ритм самого прибора. Однако искусствоведы до сих пор спорят о справедливости и даже подлинности этих числовых значений. Если играть композицию, опираясь на записи музыканта, то темп получается слишком быстрым. В связи с этим чаще всего дирижеры трактуют Бетховена, выбирая собственный темп и играя классические произведения в так называемом «романтическом» стиле.

pixabay.com

Историки искусства и музыки продолжают спорить о такой очевидной разнице между оригинальными записями композитора и современной трактовкой его произведений. Так, некоторые ученые думают, что прибор, которым пользовался музыкант несколько столетий назад, был сломан или плохо смазан. Другие специалисты утверждают, что конструкция, которой пользовался Бетховен, во многом отличалась от современного варианта. Стоит учесть, что сегодня даже не обязательно покупать метроном — достаточно найти этот звук и регулировать по своему усмотрению в интернете.

За прошедшие века ученые выдвинули множество гипотез, касающихся темы метронома Бетховена. Исследователи из Университета Карлоса III в Мадриде решили проверить самые распространенные из таких утверждений. Специалисты создали математическую модель самого метронома, основанную на двойном маятнике и поправками, учитывающими амплитуду колебаний, а также силу импульса, трение механизма и массу стержня.

«С помощью этой модели мы разработали методологию оценки исходных параметров метронома Бетховена по имеющимся фотографиям и схеме патента», — поясняют авторы исследования.

pixabay.com

Специалисты изучили и устройство современного метронома. После этого ученые провели анализ тема и его вариации для каждой части из 36 симфоний Бетховена, которые интерпретировали 36 разных дирижеров. В общей сложности, в компьютер было загружено порядка 169 часов музыки.

Ученые заключили, что дирижеры чаще всего играют медленнее, чем в указывал Бетховен в своих партитурах. Исследователи также подчеркнули, что заданные великим композитором темпы настолько быстрые, что оркестру все равно необходимо замедлять их. Все дело в том, что систематическая поправка дирижеров является не случайной. При внесении в цифровую модель поправку на вес груза, который закреплен на стержне метронома, выявленное отклонение в сочинениях Бетховена можно скорректировать.

К окончательному ответу ученые пришли, когда обнаружили на первой странице рукописи Девятой симфонии отметку «108 или 120». Специалисты предположили, что композитор сомневался при указании именно этих цифр. Однако его неуверенность заключалась не в темпе самого произведения, а в том в каком месте считывать показания метронома.

«Это отклонение можно объяснить тем, что композитор считывал шкалу прибора под грузом, а не над ним. В конечном счете, это обычная проблема использования новой техники», —рассказал один из авторов исследования Альмудена Мартин Кастро

Испанские ученые считают, что это открытие позволяет поставить точку в двухсотлетнем споре о правильности исполнения произведений Бетховена.

Ранее LIVE24 сообщало о том, какая музыка способна оказывать влияние на мозг человека. Ученые решили проанализировать последствия после прослушивания любимых треков.