27 августа, 2020, 14:28
Обновлено 14:28

Ученые доказали теорию о пожирающих звезды черных дырах

Исследователи провели анализ исходящих от TDE разных длин волн.

Андрей Гольев
Ученые доказали теорию о пожирающих звезды черных дырах
Международная группа исследователей смогла получить неопровержимые доказательства формирования аккреционного диска во время события приливного разрушения звезды, видимого в оптических лучах. Об открытии, подтверждающем теорию, которая описывает пожирание вещества звезды черной дырой, говорится в научной статье, опубликованной в репозитории arXiv.org.

Исследователи провели анализ разных длин волн, исходящих от TDE, обозначенного как AT 2018hyz (ASASSN-18zj), который был открыт 6 ноября 2018 года во время автоматизированного поиска сверхновых All Sky Automated Survey for SuperNovae (ASAS-SN). Геолокация AT 2018hyz совпадает с галактикой 2MASS J10065085+0141342, чье красное смещение равняется 0,046, проще говоря, она находится на удаленности 600 миллионов световых лет от Земли.

Спектр AT 2018hyz с характерным двойным пиком в бальмеровском излучении указал на аккреционный диск эллиптической формы, который вращается вокруг сверхмассивной черной дыры. Ученые установили, что диск сформировался в тот момент, когда вещество от разрушенной звезды приблизилось к перицентру, а это наиболее близкая к черной дыре точка орбиты. Это случилось за несколько десятков дней до первого обнаружения AT 2018hyz. Масса диска при этом равнялась 5-ти процентам от начальной массы звезды.

До сих пор наличие аккреционных дисков было установлено только для небольшой доли TDE (примерно 10%), которые были зафиксированы как вспышка рентгеновского излучения. Если говорить о TDE, видимых в оптическом излучении, то до этого момента не было надежных доказательств появления дисков. Дело в том, что при этом могут возникнуть сталкивающиеся друг с другом потоки вещества, активно излучающие видимый и ультрафиолет. Такое развитие событий наталкивало некоторых ученных на мысль, что одного приливного разрушения звезды не хватит для появления аккреционного диска.

Ранее LIVE24 сообщало, что ученые нашли в космосе странный загадочный объект и таинственный свет, природа источника которого пока неясна. Во время очередного анализа гравитационных волн обнаружили странные явления, способные стать первым шагом на пути к разгадкам некоторых фундаментальных загадок мироздания.