27 апреля, 2024

Череп самого маленького динозавра мезозоя был найден в янтаре

12 марта, 2020, 14:32

Им оказался птицеподобный вид динозавра Oculudentavis khaungraae.

В мезозойскую эру на Земле существовало множество странных существ, среди которых большую часть занимали динозавры, поэтому окаменелости находят до сих пор, причем иногда – а самых неожиданных местах. Буквально на днях международная команда ученых обнаружила в куске бирманского января череп самого маленького динозавра.

По словам палеонтологов, длина черепа взрослой особи не превышала 7,1 мм, а вместе с клювом – 14 мм. Образец был изучен с помощью синхротронного излучения, которое позволяет получить изображение высокого разрешения, не извлекая останки из кусочка янтаря.

Ученые уверены, что форма глазниц динозавра указывает на дневной образ жизни особи. По своей структуре они немного напоминают глаза современных видов ящериц, а это свидетельствует о том, что у  маленького динозавра они были слегка навыкате. На каждой челюсти палеонтологи насчитали 29-30 заостренных зубов, что говорит о принадлежности особи к хищникам. Динозавр преимущественно питался членистоногими и беспозвоночными. Для размеров существа кости оказались достаточно крепкими.

Если рассматривать особь с точки зрения эволюции, то окажется, что она стояла между птицами и динозаврами, а также обладала ранее не известной комбинацией признаков. Однако имея на руках только череп, сложно сказать, как именно динозавр был связан с доисторическими видами птиц или умел ли он летать.

Самые маленькие из динозавров в сотни раз превышали вес Oculudentavis khaungraae, а самая маленькая ископаемая птица по размеру оказалась в 6 раз больше.

Как полагают ученые, данный вид позволит лучше узнать эволюционные процессы, которые связаны с миниатюрными размерами древних созданий. Изучению такие особи поддаются сложнее, поскольку чем меньше динозавр, тем меньше вероятность того, что его останки сохранятся до сегодняшнего момента.

Ранее сообщалось о других находках в янтаре, например, были обнаружены перья, поврежденные вшами, небольшой птенец и птица с очень длинными пальцами.