28 марта, 2024

Функционал человеческого мозга оказался в разы выше, чем предполагалось ранее

12 января, 2020, 13:56

Новое открытие разрушило существующие до этого дня теории.

Какова «производительность» человеческого мозга? Сколько в нем гигабайт «оперативки»? Споры об этом не утихают ни на минуту. На данный момент показатель мозга человека составляет от 1016 до 1028 флопс. Однако совсем недавно ученые обнаружили совершенно новый тип сигнала, который проходит между клетками. Данное открытие ставит под сомнения все теории о возможностях этого органа, которые были сделаны ранее.

Механизм был обнаружен во внешних корковых клетках мозга. Он может самостоятельно генерировать «градуированный» сигнал, позволяя при этом нейронам выполнять свои обычные функции. Открытие было сделано во время измерения электрической активности в срезах ткани, удалённой хирургическим способом пациентам с эпилепсией. Как оказалось, клетки могут передавать сигнал не только ионов натрия, но и кальция.

Такой процесс запускает волны напряжения, которые до сегодняшнего дня не были известны ученым. Их назвали dCaAPs (опосредованными кальцием потенциалами дендритного действия).

По словам специалистов, дендриты играют очень важную роль в понимании мозга. Проще говоря, они определяют вычислительную мощность отдельно взятых нейронов.

В ходе эксперимента был использован соматодендритный пластырь, который служит отправной точкой активных потенциалов вверх и вниз по каждому нейрону, при этом записывая их сигналы. Работу ученым пришлось проделать несколько раз для того чтобы убедиться, что открытие не является уникальным для людей, страдающих эпилепсией.

На данный момент непонятно, как повлияют результаты эксперимента на традиционную науку и утихнут ли споры по поводу возможностей мозга. Однако с уверенностью можно сказать лишь то, что открытие приблизило человечество еще на один шаг к пониманию работы серого вещества.