19 апреля, 2024

Уколы от старости: существует ли эффективный способ омолодить организм

11 января, 2020, 14:53

Учёные пытаются понять, можно ли вернуть человеку юность с использованием генной терапии.

Исследователи из США заявили, что начинают тестировать на людях генную терапию от старения. Как сообщает РИА «Новости», услуга платная. За 1 млн долларов медики обещают омоложение на 25 лет. Первые пациенты, которым уже исполнилось 79 и 90, получат первые инъекции в ближайшие дни. Однако научное сообщество воспринимает этот эксперимент со скепсисом.

Первое исследование в данной области было проведено в Испании в 2012 году. Лабораторным мышам вводили специально разработанный вирус, содержащий активный ген теломеразы. ДНК вируса внедрялось в клетки животных, после чего они самостоятельно производили данный фермент. В результате мышки жили дольше, чем их собратья из контрольной группы, которым не делали уколов.

Секрет теломеразы в том, что она удлиняет концы хромосом (теломеры). Чем чаще клетка делится, тем короче они становятся. Когда теломеры уменьшаются до критического уровня, клетка перестаёт делиться и не может восстанавливаться. Именно это планируется исправлять терапией.

Опыты на людях проводились в Хьюстонском методистском исследовательском институте. Однако для этого использовались только культуры человеческих клеток, полученные от больных прогерией (преждевременное старение). При помощи введения матричной РНК, кодирующей теломеразу, старение удалось замедлить.

Американский генетик Элизабет Периш из стартапа BioViva пошла дальше и в сентябре 2015 года ввела себе внутривенно конструкцию, стимулирующую выработку белка фоллистина, отвечающего за рост мышц, и теломеразы. Вернее, так она заявила, однако не сообщила название больницы и имени врача, сделавшего инъекцию. Периш утверждает, что заметно помолодела. Но столь ошеломительные результаты почему-то до сих пор не опубликованы ни в одном научном журнале. Так что точно можно сказать только одно – Периш до сих пор жива.

Новое исследование заявлено сотрудниками американской компании Libella Gene Therapeutics как клиническое испытание. При этом его будут проводить в некой колумбийской больнице, а значит, вне юрисдикции Минздрава США, что вызывает сомнения в чистоте эксперимента. Исследователи обещают сообщить о первых результатах через год.

Плохая новость в том, что последние исследования подтвердили – нет прямой связи между продолжительностью жизни и длиной теломер. Чтобы победить старость, более перспективно использовать гены, которые борются с возрастными заболеваниями.