Почти скандал на Берлинале: лучшим фильмам фестиваля не дали «Медведей»
И все же, по мнению нашего коллеги Антона Плахова из «Ъ», для того, чтобы были довольны вообще все, этого маловато.
И вот, почему.
– На каком основании лучшим режиссером Берлинале признали Сирила Шейблина – непонятно, – возмущается Плахов. – Его кино вышло каким-то … пыльным.
Обозреватель называет факт награждения главной наградой кинофестиваля швейцарца Сирила Шейблина «загадкой».
В центре его картины «Беспорядки» — то, чем занимались анархисты на часовом заводе и личность Кропоткина. Но такое неожиданное обращение к русской истории оказалось каким-то архаичным:
– Особенно халтурно смотрятся сцены на русском языке, – пояснил Плахов. – И это при том, что в конкурсе «Встречи» был на самом деле остроумный, на самом деле антибуржуазный памфлет «Извержение вкуса» от Питера Стриклэнда. И вообще – было много и других интересных картин. «Брат во всем», например – от Александра Золотухина.
К жюри главного конкурса под руководством М. Найта Шьямалана еще больше вопросов появилось после награждения испанского фильма «Алькаррас» от Карлы Симон.
– Нет, дело не в том, что «Золотой медведь» достался «Алькаррасу», – говорит наш коллега.
Действие «Алькарраса», как действие нескольких других картин фестиваля, разворачивается в деревне. Постоянный контакт с живой природой – с флорой и фауной представлены в душещипательном ключе. Тем мучительней развитие сюжета, согласно которому человеческая алчность и прогресс цивилизации этот контакт рушат, а прекрасный персиковый сад, очаровывающий зрителя в начале картины, заставляет его же терзаться, намекая ему на свою приближающуюся гибель. Новое поколение семьи крестьян не может стать полноправными приемниками, они уже оторваны от прошлого и от земли. Хранить верность саду – как символу природы – способны лишь старики.
Несмотря на всю однозначность художественного высказывания, Плахов называет выбор этой картины в качестве фаворита Берлинале «спорным».
– Своими прочими решениями жюри только лишь доказало слепоту, которая граничит с …непригодностью, – констатирует обозреватель.
Схожего мнения он придерживается и в отношении Гран-при Берлинале.
– Его получил Хон Сан Су за «Роман писательницы», – продолжает он. – Мир этого, любимого многими режиссера, сузился совсем и стал напоминать какую-то домашнюю игру.
В фильме один гений в творческом кризисе встречает другого и вместе у них вроде должно что-то получиться.
– Но все эти случайные встречи, все эти тонкости сближения, посиделки за бутылкой корейской водки… Это все очень знакомо, очень мило, но не более того, – заключает Плахов.
Автор непреклонен – с каждой наградой список ошибок и промахов выбора жюри только множится.
Приз жюри – третий по значимости – «Серебряный медведь» получила картина «Одеяние из драгоценных камней» Натальи Лопес Гальярдо.
– Этот фильм в принципе не самый удачный, он – подражательный, – констатирует критик. – Наталья — жена Карлоса Рейгадаса, который – яростный поклонник Тарковского. Оба эти факта видны по картине. Ну и что, что фильм связан с темой наркоторговли. Решен-то он в традициях поэтического кино. «Клочок неба» от швейцарца Михаэля Коха был значительней, он тоже был до краев наполнен поэзией природного космоса, но члены жюри удостоило его всего лишь «специального упоминания».
«Золотой медведь» в короткометражном конкурсе достался российской ленте «Трэп» от Анастасии Вебер. Она – выпускница Санкт-Петербургской школы нового кино.
Вебер сняла достаточно откровенный фильм об экстремальных эмоциях молодых людей.
– Так что, наше кино пополнило коллекцию берлинских наград, 45 лет назад начало которой положил «Золотой медведь», присужденный Ларисе Шепитько за «Восхождение», – заключает автор. – Это было еще в дофеминистскую эпоху. Тогда для женщины-режиссера получить в качестве оценки творчества эпитет «мужская режиссура» был поощрением, а не чем-то, вроде оскорбления.
На этом доминирование женщин не закончилось. В конкурсе «Встречи» главным призом жюри отметило картину австрийской документалистки Рут Бекерманн «Мутценбахер».
Фильм представляет собой фрагменты памятника литературы эпохи венского модерна – анонимного романа о проститутке Жозефине Мутценбахер, который написан будто бы от ее имени. Отрывки из него вслух читают мужчины в возрасте от 16 до 99 лет. После прочтения они же комментируют отрывки и выступают в некоем подобии коллективных перформансах.
– Это есть сплошная инверсия! – заявляет автор. – Male gaze анализирует женщина, а потом – наоборот, на фоне «токсичной маскулинности» идет речь о «токсичной фемининности». Наиинтереснейший опыт постижения «другого».
Стопроцентно феминизированными оказались и актерские награды, которые присуждались по новому регламенту. За мужскую роль приза нет.
Есть только за «второстепенную»: он достался актрисе Лауре Басуки из индонезийского фильма «Нана».
За лучшую главную роль — которую выбирали независимо от пола — наградили Мелтем Каптан.
Она сыграла в фильме Андреаса Дрезена «Рабийе Курназ против Джорджа Буша».
Героиня Каптан — турчанка, живущая в Германии. Она борется за освобождение сына из Гуантанамо.
– Она – отличная комедийная актриса, просто живое воплощение бодипозитива, – восхищается Плахов. – У Каптан получилось украсить церемонию закрытия! Неудивительно, что она стала любимицей фестиваля, который прошел в условиях санитарных ограничений. Фильм Дрезена также отметили призом за сценарий, который написала Лайла Стилер.
Еще один «Серебряный медведь» вручили «за выдающийся художественный вклад» Ритхи Паню из Камбоджи – за документальный фильм «Все будет хорошо».
Далее Плахов немного смягчается:
– Все было бы вполне неплохо в призовой карте Берлинале, если бы не две ошибки, которое допустили члены жюри, – уточняет он.
В качестве первой он называет присуждение «Серебряного медведя» за режиссуру Клер Дени, которая умудрилась снять худший фильм в своей карьере «С любовью и решительностью».
В качестве второй – полный игнор лучшей картины Берлинале «Леонора, прощай» Паоло Тавиани.
– Самой радикальной картине программы — «Такое лето» Дени Коте, тоже ничего не досталось, но тут от жюри ничего иного ждать и не приходилось, – констатирует Плахов.
Что же касается работы 90-летнего Тавиани, то обозреватель решил не распаляться и написать о ней в другой раз – более подробно:
– Сейчас только одно скажу, фильм напитан вовсе не старческой энергией и кинематографической фантазией, он однозначно отсылает нас к великой эпохе европейской культуры, – резюмирует Плахов. – Ее частью стали и творчество Пиранделло, чей прах герой перевозит из Рима на Сицилию, и цитаты из киношедевров Росселлини и Антониони, да и картины самих братьев Тавиани.
В финале рецензии автор делает неутешительный вывод: амбициозную концепцию всего Берлинале напрочь обесценило жутко посредственное кино, от плодовитой французской и немецкой киноиндустрии. А истинным воплощением усредненного евростандарта и стал как раз фильм Клер Дени.
– Вот жюри и увенчало его призом за режиссуру, – заключает наш коллега.
Если же вы хотите составить собственное мнение – ознакомьтесь с нашим подробным топом самых интригующих фильмов Берлинале.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.