Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

«Первый Оскар»: как документальный фильм о битве под Москвой встречали овациями в США

17 апреля, 2022, 10:44
© Централ Партнершип

Романтические истории, интриги продюсеров из США, отвага и одержимость фронтовых кинооператоров, громкий триумф — все это можно увидеть в новом фильме Сергея Мокрицкого «Первый Оскар». РИА Новости рассказало, как документальная картина о битве под Москвой получила «золотого рыцаря» и почему продюсер «Унесенных ветром» продвигал советский проект в Голливуде.

Фильм о фильме

Сюжет покажется россиян до боли знакомым: Великая Отечественная война (ВОВ), молодые ребята, которые еще не успели пожить, любовный треугольник, а также терзания о том, что правильно, а что нет.

Однако есть у ленты особенность: «Первый Оскар» — это фильм о фильме. Точнее, о том, как его снимали тогда, когда, как может многим показаться, кинематограф — последнее, о чем стоило бы задумываться.

Лента переносит зрителей в 1941-й. Студенты ВГИКа Лев (Антон Момот) и Иван (Тихон Жизневский) соперничают в учебе, а также борются за внимание и любовь Юны (Дарья Жовнер). Затем молодые люди становятся фронтовыми кинооператорами, снимают хронику для документального фильма, а Юна выступает в концертной бригаде.

«Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Ильи Копалина и Леонида Варламова в Соединенных Штатах встречали овациями. В 1943 году картина получила «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Это как раз и послужило основой для ленты Сергея Мокрицкого.

К тому же для режиссера это стало личной историей: во ВГИКе его мастером являлся Александр Гальперин, который во времена ВОВ был режиссером на фронте. В 1941-1942 годах на круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники регулярно поступали новые киноматериалы: бои на подступах к Москве, разграбленные «Ясная Поляна» и музей Чайковского в Клину, а также сгоревшие деревни. «Плачьте, но снимайте!» — именно такой был наказ.

Знакомые мотивы

Централ Партнершип

После недавней церемонии вручения «Оскара» фильм может показаться особенно своевременным. Одна из сюжетных линий — подковерная борьба основателей премии Американской киноакадемии.

В 30-х годах прошлого столетия в Голливуде самой успешной кинокомпанией являлась Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) во главе с Луисом Б. Майером (уроженец Минска). При нем появились многие классические картины с Гретой Гарбо, Кларком Гейблом и Кэтрин Хепберн. Еще Майер стал одним из создателей Американской киноакадемии, которая как раз и присуждает «Оскар».

«В кино все должно быть правильнее и лучше, чем в жизни»,

отмечал Майер.

Именно поэтому такие картины, а еще семейные проекты, приносившие наибольший доход, претендовали на «Оскар».

Дэвид Селзник (еще один выходец из Российской империи, продюсер «Унесенных ветром», «Кинг-Конга» и «Ребекки»), который приходился Майеру зятем, хотел придать «Оскару» злободневность.

Кажется, ситуация очень знакомая. В чем только не упрекали Американскую киноакадемию в последние несколько лет: нечестное голосование, отсутствие этнического и гендерного разнообразия, подкуп судей и многие другие «грязные» дела.

Именно Селзник предложил ввести номинацию «Лучший документальный фильм». Правда, его не поддержали: в Голливуде побоялись неодобрения Майера. Однако Дэвид, увидев в американском прокате «Разгром немецких войск под Москвой» и то, как зрители реагируют на эту ленту, решил продвигать ее.

Это стало настоящим противостоянием «старого» и «нового» в Голливуде. Селзник в итоге смог добиться своего: номинация появилась, а советская картина все же получила «Оскар». На экране все это чередуется с военной реальностью Советского Союза, отчего обе линии приобретают гораздо больше драматизма.

Камера, «Мотор!»

Централ Партнершип

«Первый Оскар» — это своеобразное пособие по такому особенному «кейсу», как съемки в военное время. В кадре — подготовка к работе в студии или в полях, которая проходит под бомбардировками нацистов.

«Я всегда с опаской относился к военным фильмам, которые у нас снимают, но этот сценарий меня переубедил»,

заявил Тихон Жизневский.

Он добавил, что история очень интересная, а знают о ней не так много людей. Он сам не знал. Для подготовки к роли пришлось смотреть киножурналы и хронику. Он обычно находится по другую сторону камеры. А в этой ленте надо было подтянуть знания, минимально что-то понимать про диафрагмы и фокусы.

Здесь в центре внимания не сражения и налеты, которые устраивали немцы, а обычные люди, не по своей воле оказавшиеся в эпицентре трагических событий. Несмотря на сеттинг, «Первый Оскар» можно назвать фильмом о любви, причем любви как к женщине, так и к своей профессии. Картина рассказывает о том, как и почему меняется мировоззрение людей.

Сергей Мокрицкий отметил, что работа кинооператора во время военных действий неуместна. Война и творчество — несовместимы. Однако после войны оказывается, что именно хроникеры оказались неимоверно важны. Очень мучительно было решать, что такое война — шеренги марширующих солдат и победа или слезы матерей, не дождавшихся детей с фронта.

Ранее директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Светлана Максимченко заявила, что зарубежные фильмы не перестанут показывать в российских кинотеатрах.