Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
107.4

Россияне бросились погашать займы на фоне введения новых коронавирусных ограничений

21 июня, 2021, 9:26
© Андрей Никеричев / Агентство «Москва»
МФО вынесли уроки из прошлогоднего локдауна.

По их словам, в Москве, Подмосковье и Петербурге доля досрочно погашенных займов за неделю увеличилась в среднем на 3,2 процентного пункта (п. п.) и достигала 15,2%. В Карелии, Мурманской, Тульской и Ивановской областях доля выросла на 1,6 п. п., до 13,3%, а в Марий Эл, Бурятии, Волгоградской области и Хабаровском крае — на 0,9 п. п., до 12,1%. Россияне досрочно погашали преимущественно займы размером менее 15 тысяч рублей.

Генеральный директор IDF Eurasia в России Ирина Хорошко отметила, что это не сезонный тренд, так как в прошлые годы в аналогичный период времени роста досрочного погашения не наблюдалось. Кроме того, уменьшается число новых заявок на получение займа: падение за неделю составило 1,8% для новых клиентов и 0,5% — для повторных.

Председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев подчеркнул, что увеличение числа досрочных погашений займов за первую неделю после введения новых ограничительных мер действительно было, хотя пока это происходит не так ярко выражено, как весной-летом прошлого года. Эксперт объясняет эту ситуацию «социальной неопределенностью», в первую очередь отсутствием четкого прогноза по заболеваемости коронавирусом, а также дальнейших действий работодателей: неизвестно произойдут ли новые сокращения, задержка зарплаты и т. д.

Сейчас растет доля частичных и досрочных погашений. К тому же люди стали чаще оформлять пролонгацию договоров, добавил генеральный директор группы компаний Eqvanta Андрей Клейменов. Во второй половине недели снизилось и число новый обращений.

Также наблюдается планомерное уменьшение средней запрашиваемой суммы — в мае данный показатель в компании «Лайм Займ» составлял 10,1 тысячи рублей, рассказала ее управляющий директор Олеся Киселева. По ее словам, тенденция к ее уменьшению обуславливается не только снижением покупательской активности летом, но и психологическим фактором: после пандемии коронавируса клиенты МФО стали более прагматичными и осторожными при возложении на себя новых финансовых обязательств. Гендиректор МФК «Мигкредит» Олег Гришин в свою очередь отметил, что эти тренды пока не затрагивают долгосрочные займы.

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Аналогичное поведение было зафиксировано во время введенного режима всеобщей самоизоляции в прошлом году, когда заемщики начали внимательно относиться к своим финансам, пояснил генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Причем, как считают в IDF Eurasia, тенденция может приобрести массовый характер, а МФО — пересмотреть кредитную политику в сторону ужесточения.

Андрей Клейменов отметил, что с того момента, как были введены новые коронавирусные ограничения, компании стали вводить в частичное действие ковидный сценарий, который подразумевает увеличение количества напоминаний о возможностях продления договоров в случае затруднений с оплатой по ним.

Олеся Киселева добавила, что в МФО пока не прогнозируют, как долго будет сохраняться данная тенденция. Дальнейшее ужесточение скоринговой политики действительно возможно, но оно будет зависеть от роста заболеваемости в период третьей волной пандемии. Ирина Хорошко считает, что это будет длиться, пока у заемщиков не появится определенность относительно развития ситуации с ограничениями по коронавирусу.

В принципе участники рынка уже имеют «прививку от ковида» и знают, как действовать в условиях жестких ограничений, отметил Олег Гришин. Данная тенденция вряд ли станем массовой и долгосрочной, считает генеральный директор «Юником24» Юрий Кудряков. По его словам, ответственность заемщиков увеличивается: в 2020 году мысль взять заем и не заплатить допускали 15% клиентов МФО, а сейчас — меньше 10%. Однако нужно понимать, что аудитория МФО — это, прежде всего люди, у которых не сформирована подушка безопасности.

Ранее эксперты проанализировали финансовые показатели бизнеса в период пандемии коронавируса и назвали отрасли, которые успешнее остальных пережили это время. Лидерами списка стали производство лекарств и медицинской техники, а также лесоводство. В данных отраслях увеличение объемов продаж положительно сказалось на способности компаний наращивать оборотные активы.