Куда Россия поставляет «ненужную» Евросоюзу нефть
В Европе ломают голову: и покупать российскую нефть не хотят — даже ввели частичное эмбарго, и боятся, как бы Россия не заработала еще больше на продаже в другие государства. Однако это происходит уже сейчас: пока в Евросоюзе разбирались с новым пакетом экономических ограничений, шестым по счету, Азия резко нарастила закупки. На фоне введенных санкций углеводороды стоят там дешевле, чем обычно. Правда, котировки теперь настолько высокие, что прибыль от экспорта бьет все рекорды. Европу ждет дефицит сырья и рост цен, а азиатские страны уже выстроились в очередь за ресурсами, пишет РИА Новости.
Рекордные цифры
В апреле Азия впервые обогнала ЕС по закупкам российской нефти, став крупнейшим импортером. Больше всех купили Индия и Китай.
В мае Нью-Дели приобрел 24 млн баррелей, а в апреле — 7,2 млн. В общей сложности в Индию с 24 февраля по 30 мая закачали 34 млн баррелей российской нефти.
К 26 мая на танкерах в Индию и КНР доставили порядка 57 млн баррелей нефти марки Urals и 7,3 млн баррелей дальневосточной ESPO. В конце февраля было 19 млн и 5,7 млн соответственно.
Обходные маневры
Суммы контрактов афишировать не стали, но, как сообщает Financial Times, китайским независимым нефтеперерабатывающим заводам сделали хорошую скидку.
Представитель НПЗ в Шаньдуне заявил, что информацию не раскрывают, чтобы не привлекать внимания и не попасть под американские санкции. Источник FT уточнил, что НПЗ берут на себя часть квот у госкомпаний, которые формально не подписывают новые соглашения.
Пекин, получая дешевые энергоресурсы, остается в тени, пока Запад продолжает вводить новые санкции против России. Похоже, что «жадный Китай» готов приобрести все нераспроданные российские баррели.
Пополняют запасы
Этого никто и не отрицает. Агентство Bloomberg отмечает, что в мае Китай нацелился на покупку почти всей нефти, которая поставляется по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО).
Конечно же, приходится усложнять логистику, потому что судовладельцы и страховщики в КНР боятся иметь дело с российским сырьем. Подключили маленькие суда с последующей перегрузкой.
Если раньше черное золото на танкерах везли напрямую, то сейчас перевалочным пунктом стали азиатские порты. К примеру, суда из российского Козьмино приходят в южнокорейский город Йосу. Там топливо перекачивают на другие суда, которые идут в Китай.
По данным судоходной компании Vortexa, в апреле 27 из 32 танкеров с нефтью ВСТО отправились в Китай. При этом в марте было 24 из 31, а в феврале — 20 из 26. По данным Braemar ACM Shipbroking, в апреле нефтяные потоки в этом направлении на 20% превысили обычный показатель.
В мае из Козьмино отправились 33 танкера, и, как полагают в Vortexa, все сырье попадет в КНР. В результате импорт станет рекордным за последние 6 лет.
Переиграли сами себя
Создается такое впечатление, что Китай хочет заранее «освободить» Европу от санкционных энергоресурсов. Наблюдатели говорят: пугая Россию эмбарго, Евросоюз сам себя переиграл. Угрозы запрета на импорт углеводородов ударят не по России, а по Европе, где уже начался топливный кризис.
Европейцы признали, что полноценного эмбарго ввести не могут. Воспротивилась Венгрия, потребовав от Брюсселя компенсацию в размере 15 млрд евро. У Чехии и Словакии тоже нет выхода к морю, они полностью зависят от поставок, которые идут по трубопроводу с символичным названием «Дружба».
В результате утвердили компромиссный вариант. Эмбарго распространяется на топливо, которое идет по морю, но не на «Дружбу». Импорт урежут примерно на 75%.
«Всегда нужен правильный баланс, чтобы не навредить нашей экономике слишком сильно. <…> Если мы с сегодняшнего дня полностью откажемся от российской нефти, то он (президент России Владимир Путин. — Прим. ред. LIVE24), вероятно, продаст ее на мировом рынке, где цены вырастут, и заработает больше»,
заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Однако соблюсти баланс вряд ли получится, потому что Европа не в состоянии запретить третьим странам торговать с РФ, признал глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель.
Встанут в очередь
Цены сейчас и так находятся на максимумах: нефть марки Brent превысила 120 долларов за баррель.
Аналитики DailyFX предупредили, что любые дальнейшие запреты усложнят ситуацию на рынке сырой нефти, а он и без того перегружен в связи с растущим спросом на бензин, дизтопливо и авиакеросин.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов отметил, что КНР и Индия встанут в очередь за сырьем из России. К ним присоединятся Таиланд и Бангладеш, вероятно, Япония. Марка Urals продается по 89-92 доллара за баррель. Это хорошо в нынешних условиях. Дисконт всего 20% — и начнут закупаться впрок.
Смягчить нефтяные санкции ЕС призывали даже США: у них цены на бензин зашкаливают. Однако, настояв на своем, Евросоюз загнал себя в очень тяжелое положение.
Европейский союз серьезно влетел. Он мог бы перекупать российскую нефть в Западной Африке, но больше нет свободных танкеров, а их аренда дорожает с каждым днем. Непонятно, как быть в сложившейся ситуации. К тому же танкерный флот в основном принадлежит Китаю. Следовательно, придется увеличить поставки нефтепродуктов из РФ, так как Европе надо перестроить НПЗ под другие сорта, а это займет несколько лет. Как вариант — перегонять цистерны по железной дороге, однако это «влетит в копеечку», вдобавок разная ширина колеи, пояснил Хазанов.
России все это на руку: на фоне санкций и высоких котировок доходы от экспорта энергоресурсов выросли в 1,5 раза. Нефть и газ в апреле принесли рекордные 1,8 трлн рублей (в марте — 1,2 трлн). Аналитики OilPrice подсчитали, что в период с января по апрель российский федеральный бюджет получил уже 50% от запланированного дохода на этот год (9,5 трлн рублей). Теперь, после очередного пакета санкций, дефицит на рынке усилится, а сырье подорожает: аналитики не исключают и 200 долларов за баррель.
Ранее председатель Евросовета Шарль Мишель заявил, что европейское эмбарго на российскую нефть затронет две трети поставок Москвы. К концу года Евросоюз намерен сократить импорт энергоресурса из РФ на 90%.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.