Как Россия и Китай хотят изменить Евразию
Введенные против России санкции подорвали ее транзитные возможности, поставщики теперь вынуждены искать альтернативные маршруты из Азии в Европу и обратно. При этом от сотрудничества с Москвой региональные партнеры отказываться не стали.
В частности, ЕАЭС и ШОС утвердили сразу 8 транспортных маршрутов, которые связаны с международными коридорами «Север — Юг» (от Балтики до Индии), а также «Запад — Восток» (из Европы в КНР) и гармонизированы с китайской инициативой «Один пояс — один путь». Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович заверил, что у проекта очень большие перспективы.
ЕАЭС уже давно старается привлечь китайские инвестиции для развития инфраструктуры. В этом случае речь идет почти обо всем постсоветском пространстве, к которому также добавляются КНР, Пакистан, Индия и Иран.
В условиях введенных против России санкций для сухопутного транзита товаров из КНР на Запад особенно важны страны Центральной Азии. Проблема заключается в том, что в регионе очень мало дорог, а те, что сейчас есть, — весьма низкого качества.
Конечно же, местные власти не сидят без дела. Например, в 2011 году, по данным Азиатского банка развития, Таджикистан стал одним из мировых лидеров по транспортным затратам. При этом к 2017-му, по информации Всемирного экономического форума, он поднялся на 70-е место по качеству путей сообщения.
Параллельно с проектами ЕАЭС и ШОС Казахстан, Азербайджан и Грузия разрабатывают Транскаспийский международный логистический маршрут от КНР до Турции. Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что это может стать главным связующим звеном с Западом. Политик рассчитывает построить контейнерный хаб на Каспийском море, а также модернизировать порты. Еще предполагается транспортировка энергоресурсов.
К столетию КНР в 2049-м Коммунистическая партия Китая хочет вывести страну в лидеры по трем направлениям – технологии, экономика и политика. Для этого необходимо подготовить большое количество специалистов высокого класса, а так называемую «мировую фабрику» перенести в развивающиеся государства, сохранив при этом контроль над производством за счет прямых инвестиций. Важную роль в данном вопросе играет инициатива «Один пояс — один путь»: Китай собирается ослабить коллективный Запад и рассчитывает взять на себя больше международных обязательств.
Наша страна заинтересована в сближении с КНР. В прошлом году взаимный товарооборот достиг 147 млрд долларов, в этом ожидают 200 млрд. Китайцев привлекают российские энергоресурсы. До 68% российского экспорта в Китай — это минеральное топливо, а импорт — преимущественно автомобили и оборудование (53%). Вдобавок китайские инвесторы не против вкладывать деньги в добывающую отрасль и сельское хозяйство.
Скептики говорят, что КНР хочет договориться не с ЕАЭС, где у РФ сильные позиции, а с каждой страной в отдельности. Пекин предлагает им выгодные кредиты, то есть блокирует интеграцию вокруг Москвы. Впрочем, премьер-министр РФ Михаил Мишустин говорит, что пока ЕАЭС развивается даже лучше, чем ЕС. Например, промышленное производство за 10 лет увеличилось на 20%, а в Евросоюзе — лишь на 10%.
Вторичные антироссийские санкции осложнили торговые отношения нашей страны с союзниками и партнерами. Однако опрошенные РИА Новости эксперты убеждены, что Москву еще рано списывать со счетов.
Так, экономист Леонид Хазанов отметил, что Китай будет развивать транспортные маршруты через российских соседей, но вряд ли откажется от сотрудничества с Москвой. Все-таки политическая ситуация в Центральной Азии и на Южном Кавказе сейчас слишком нестабильна.
Финансовый аналитик Михаил Беляев, в свою очередь, добавил, что нужно приспосабливаться к новым реалиям. Кроме транзита, у РФ есть и другие преимущества: собственные производственные мощности, а также большой внутренний рынок и сильные экономические связи с государствами-участниками ЕАЭС.
В СНГ заинтересованы во взаимодействии с Россией. Вдобавок мировые экономические центры теперь перемещаются с Запада на Восток, а это стимулирует экономический рост. Наша страна может стать опорой для тех, кто еще не утратил транзитный потенциал. РФ поможет в возведении дорог и энергетических объектов. То есть связи со странами ЕАЭС не ослабеют, а наоборот укрепятся, резюмировал Беляев.
Ранее китайские эксперты заявили о наличии у России уникальной межконтинентальной ракеты «Ярс». По их словам, она может поразить любую часть мира и не будет остановлена ни одной из ныне существующих систем ПВО.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.