Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Иностранцы отказываются транспортировать грузы по России из-за специальной военной операции на Украине

05 апреля, 2022, 16:55
© pixabay.com

Реклама сулит бесперебойную перевозку груза и преимущества перед альтернативными транспортными вариантами. Якобы, если учесть время перевозки, которое составляет «от 12 до 16 дней», то транспортировка груза из Дуйсбурга в КНР по новому Шелковому пути произойдет быстрее, чем по морю, и обойдется гораздо дешевле, чем по воздуху. В этой связи для Дуйсбурга, крупнейшего речного порта Европы, железнодорожный транспорт стал очень привлекательным дополнением логистики. В неделю из Китая в Дуйсбург прибывало порядка 60 контейнерных составов, пишет Wirtschaftswoche.

Однако с началом специальной военной операции России на Украине многое изменилось. Даже в порту немецкого Дуйсбурга ощущается негативное влияние российской спецоперации на транспортные связи с Пекином. Поезда, которые идут по Новому Шелковому пути из Китая в Дуйсбург, обычно следуют через Россию, Белоруссию и Польшу.

По словам представителей компании, поезда ходят «точно по расписанию», однако некоторые клиенты «сокращают» бронирование контейнеров и пытаются переориентировать перевозку своих грузов на водный транспорт. Причинами являются обеспокоенность отсутствием страховой защиты, а также экономические ограничения, которые запрещают транспортировку ряда товаров и промышленных изделий.

Почти никто больше не хочет транспортировать свои грузы через РФ. В течение многих лет поезда из КНР, идущие по Новому Шелковому пути, считались серьезной альтернативой воздушным и морским транспортным средствам. Но теперь все больше компаний остерегаются отправлять грузы по российским железнодорожным путям. Перевозки по другим железнодорожным маршрутам возможны только частично. Отсюда вопрос: станет ли Россия как транзитная страна на долгое время закрытой зоной?

Транзит по РФ не запрещен. Нет санкций, которые напрямую запрещают транзитные перевозки по железным дорогам России и Белоруссии, заявляют в отрасли. Российская госкомпания РЖД, осуществляющая движение поездов по стране, затронута лишь финансовыми санкциями. Получается, что сотрудничество с ней не запрещено, пока оплата ее услуг проходит через банки, которые Запад не отключил от SWIFT.

В 2020 году примерно 12 тысяч поездов курсировали по Шелковому пути. Некоторые преодолевали весь путь от КНР до Европы, некоторые осуществляли перевозки лишь на отдельных участках. Международные транспортные фирмы пользовались поездами в Китай. Например, компания DB Schenker по заданию автопроизводителя BMW занимается транспортировкой запчастей из Лейпцига в Шэньян на северо-востоке Китая. Компания Kühne+Nagel рекламирует свой KN Eurasia Express как «оптимальное средство» транспортировки грузов между Пекином, Москвой и Брюсселем. «Дочка» Немецкой почты DHL RailLine предлагает возможности для регулярных грузовых перевозок из крупных деловых центров по территории всей Европе и Китая.

По сей день и в Дуйсбурге отмечался рост потребности в железнодорожных перевозках. Загрузка составов регулярно увеличивалась. Еще в 2019-м каждую неделю между Дуйсбургом и КНР курсировало от 35 до 40 поездов, а во втором квартале 2020 года их количество возросло до 60 в неделю.

С середины 2021-го равное количество груженых поездов прибывало из Китая и отправлялось обратно. Еще в 2017 году соотношение было другим: 3 поезда из Китая, 1 – обратно. Однако так было лишь до 2021 года.

С началом специальной военной операции России, направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины, все эти успехи сошли на нет. Спрос на железнодорожные перевозки в КНР резко упал. Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn заявила о нежелании клиентов резервировать контейнеры на поездах в Пекин через фирмы DB Cargo или DBSchenker.

В Гамбургском порту тоже сейчас наблюдается спад спроса. Отмечается сильное уменьшение запросов на резервирование контейнеров со стороны клиентов, которые не хотят транспортировать свои товары через РФ или Белоруссию, сказали в пресс-службе порта. Там добавили, что клиенты якобы переключаются на морские контейнеровозы или на «Средний коридор». Тут речь идет о железнодорожном маршруте, который ведет к югу от России, в частности, через Турцию. Однако нужно понимать, что его возможности «крайне ограничены».

Для Гамбургского порта поезда, которые курсируют между Германией и КНР, были очень выгодным сухопутным маршрутом. В прошлом году каждый день в порту предлагали порядка 290 возможностей транспортировки грузов между Гамбургом и 25-ю пунктами назначения в Китае. По сравнению с 2020-м был отмечен рост в 25%. В целом в 2021 году перевезли 160 тысяч стандартных контейнеров – на 51% больше, чем годом ранее. Загрузка поездов, следующих обратно в КНР, в последнее время улучшилась. А вот поезда, идущие из Китая в Гамбург, были загружены полнее, чем идущие в обратном направлении. При этом после введения экономических ограничений экспортные перевозки резко сократились.

Ранее экономист Василий Колташов рассказал, что будет происходить с российской нефтью в ближайшем будущем. По его словам, западные страны в той или иной форме отказываются от нефти из России. Рано или поздно Евросоюз и США перестанут закупать этот ценнейший ресурс у Москвы.