Будет ли Россия больше платить из-за новых правил Турции
Турция в 5 раз увеличила плату за проход торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Это случилось впервые почти за 40 лет. Вынудил пойти на такой шаг затяжной экономический кризис в стране, убеждены опрошенные РИА Новости аналитики. По их словам, инфляция растет, а лира рекордно обвалилась.
Провоз платный
Согласно Конвенции Монтре 1936 года, у Анкары суверенитет над проливами, которые соединяют Черное и Средиземное моря. Договор гласит, что провоз грузов бесплатный. Однако это не распространяется на использование маяков, эвакуацию и медобслуживание.
С 1983 года действует 75-процентная скидка, отметили в турецком Минтрансе. В связи с этим в Анкаре решили поднять тарифы — имеют на это полное право. Цена вырастет с 7 октября — с 0,8 до 4-х долларов за тонну. В итоге ежегодные доходы Турции увеличатся с 40 до 200 млн долларов.
В условиях экономического кризиса, который сейчас переживает страна, деньги будут не лишними. В июле годовая инфляция превысила 79%. К тому же продолжает стремительно девальвироваться лира: с января — уже на 40%. В прошлом году — на 60%.
Агентство Fitch понизило долговой рейтинг Турции до «мусорного». Ясно, почему Анкара воспользовалась возможностью пополнить свой бюджет, говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов.
Однако, его словам, на российском импорте это никак не отразится. Почти 70% поставок идут через Новороссийск, куда товары попадают из портов причерноморских стран. Остальные 30 приходят в Петербург.
И даже то, что транспортируют из Соединенных Штатов и Южной Америки, для конечных покупателей подорожает несильно, отмечают аналитики. На одном судне — тысячи контейнеров. Когда компании-заказчики разделят сбор, получится не очень много. Есть более серьезные факторы — перебои с поставками, невозможность проводить платежи, а также структурная инфляция из-за роста тарифов за энергию, недостаток кредитов и уход компаний с рынков, пояснил доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.
По его словам, возникнут сложности с вывозом российского зерна. Цены на него упали из-за выхода украинского на рынок, которое дешевле на 20%. Теперь взлетит стоимость фрахта.
Босфор и Дарданеллы — основной маршрут для поставок из России. Отыскать альтернативу сложно. Но речи о закрытии не идет, уверяет председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
По его словам, Турция воспользовалась правом повысить сборы «в максимально неподходящий момент».
Продавцы переложат дополнительные расходы на импортеров, отмечают эксперты. Николай Вавилов заявил, что будут пересмотрены некоторые соглашения. Но с учетом общей ситуации в мире это не так критично. Почти наверняка на каждую тонну зерна, от которой из-за подорожания откажутся, найдется еще минимум 3-4 покупателя. Причем нашу страну нельзя упрекнуть в манипулировании ценами.
Нынешний год из-за засухи чуть ли не во всех государствах-экспортерах будет неурожайным, а это усилит спрос при дефиците предложения.
Вдобавок с 31 августа вывозную пошлину на пшеницу понизили на 740,9 рубля за 1 тонну, то есть на 12,2 доллара, добавила доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова.
То есть повышение платы за транзит через Босфор и Дарданеллы полностью нивелируется.
Идем на Восток
Китайские логистические компании с весны почти в 2 раза подняли тарифы на контейнерные перевозки. Если в феврале транспортировка из Китая по морю стоила 6 тысяч долларов, то с июля — уже порядка 11,5 тысячи.
Это уровень 2020 года, когда началась пандемия коронавируса. Сейчас сказываются введенные против России санкции, из-за которых была нарушена логистика.
Еще сложнее стало с авиаперевозками, которые подорожали с конца марта в 3 раза, так как сократились прямые рейсы из КНР. Более того, немногие фирмы могут поставлять определенную продукцию — к примеру, такую, в которой присутствуют литиевые батареи.
Игроки рынка говорят, что кроме китайцев масла в огонь подливают турки, поскольку их экспорт вырос. Еще ситуацию усугубил уход крупнейших логистических компаний из РФ. В результате образовалась некая квазимонополия.
Ограниченность предложения подстегнула рост цен, а спрос на товары из «дружественных» стран увеличивается. Так, Турция в июне экспортировала в Россию на 790 млн долларов — это рекорд с 2010 года. Оттуда везут бульдозеры, бытовую технику и подъемное оборудование.
Активно расширяется партнерство с Пекином. За 7 месяцев товарооборот прибавил 29%, до 97,71 млрд долларов, следует из данных Главного таможенного управления Китая. Россия получила товаров на 36,26 млрд, отправила — на 61,44 млрд.
При этом взаиморасчеты все чаще проводятся в нацвалютах. По данным SWIFT, в июле Россия стала третьей по платежам в юанях. В июне была седьмой, а в мае — десятой.
Нагрузка на китайских и турецких провайдеров выросла в разы. В результате дорожают товары. Особенно крупногабаритные, в том числе бытовая техника.
России нужно постепенно наращивать свой контейнерный флот, утверждают аналитики. По их словам, для этого надо много времени и денег. Однако вложения себя оправдают, и получится избежать глобальных рисков.
Ранее в Великобритании заявили, что идея «Большой семерки» ввести потолок цен на российскую нефть является фактическим признанием в неэффективности антироссийских экономических санкций.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.