Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Бюджет России недосчитается 30 миллиардов рублей из-за нелегального пива в 2021 году

16 декабря, 2021, 11:23
© pixabay.com

На российский рынок рекой потекло нелегальное пиво, и десятки миллиардов рублей прошли, как говорится, мимо кассы, а точнее мимо бюджета. Впрочем, незаконно продают и более крепкие алкогольные напитки. Новые требования к производству могут еще больше расширить теневой сектор. РИА Новости разобралось в вопросе и выяснило, откуда в нашей стране столько серой продукции.

Создали все условия

pixabay.com

Доля нелегального пива в России за первое полугодие текущего года выросла до 14%, отмечается в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ). Хотя еще в 2020-м составляла всего 5% — минимум десятилетия.

Введенные из-за пандемии коронавируса ограничения затрудняют производство и ввоз этого напитка. Если в 2015-2019 годах бюджет терял по 15-30 миллиардов в год из-за недобросовестной отчетности изготовителей, то в 2020-м ущерб был еще меньше — 11 миллиардов. Однако стоило немного ослабить хватку, и на рынок полилась серая продукция.

В январе-июне в теневом обороте было 920 миллионов литров, почти в 9,5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате бюджет недосчитается 30 миллиардов рублей, предупредили специалисты ВШЭ.

Производители недоплачивают налоги и сборы. Не сдают отчетность в Единую государственную автоматизированную информационную систему. Бизнес обязан фиксировать все сделки — начиная от закупки и заканчивая продажей. Но на деле многие участники рынка это попросту игнорируют.

Больше всего нелегального пива в Петербурге и Ленинградской области, а также Краснодарском крае. В Сибири и на Дальнем Востоке — меньше всего.

При этом фискальной нагрузки избегают не только российские компании. Контрафакт идет и из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в 2020 году — 18 миллионов литров.

Однако пивовары не согласны с расчетами экспертов ВШЭ. На данный момент нет единой методики оценки теневого рынка как в нашей стране, так и за границей, заявил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

По его словам, сделанные экономистами выводы были основаны на их собственных данных. Эксперты считают, что в первом и втором кварталах продажи пива в России выросли на 17,7% в годовом выражении. При этом выпуск легальной продукции — только на 3%.

Однако Дурдыев признает негативное влияние введенных ограничительных мер: некоторые каналы продаж закрылись. Также были повышены акцизы. А то, что в период пандемии не было проверок, развязало руки недобросовестным участникам рынка, которые успели подсуетиться.

Предпочитают делать самостоятельно

pixabay.com

Мимо бюджета течет не только пиво, но и напитки покрепче. Здесь несколько факторов, считает управляющий партнер Wolfline Capital Никита Долгий. Во-первых, на фоне высокой инфляции дорожает сырье. К примеру, пшеница — в 1,5 раза за год. Этиловый спирт прибавил в цене сразу 16%, следовательно, увеличилась себестоимость.

К тому же со следующего года акцизы поднимут на 4%. Это значит, что минимальная розничная цена (МРЦ) за пол-литра водки будет составлять 261 рубль, а коньяка — 480 рублей.

Поставщики уже предупредили ритейл о повышении закупочных цен на 20% как на российский, так и на импортный алкоголь. Еще выросли расходы на логистику, электричество и водоснабжение. К этому можно также добавить неурожай на виноград в Италии, Франции и Новой Зеландии. Мировое производство вина уже сократилось на 4%, до 253,5 миллиона гектолитров. По сравнению со средними значениями последних двух десятков лет — минус 7%. Неудивительно, что изготовители хотят на четверть поднять цены.

Участники рынка боятся усиления конкуренции, в том числе недобросовестной. Например, в ЕАЭС акцизы ниже: в Киргизии — в 5 раз, в Белоруссии — на 20%, в Казахстане — на 50%. Чем дороже товар, тем труднее его продавать, отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Интересно, что чем выше цены на алкоголь, тем меньше магазинов с лицензией. В 160 тысячах сельских населенных пунктов таких почти 50%. При этом увеличивается спрос на самогонные аппараты. В прошлом году в Сети их искали на 30% чаще, чем во времена, когда люди еще не знали, что их ждет пандемия коронавируса.

Нелегальное спиртное — проблема не только нашей страны. Меры борьбы везде примерно одинаково: ужесточают таможенные правила и поднимают акцизы, пояснил Деев.

Еще один способ — маркировка. С 1 сентября 2022 года для пива это станет обязательным условием. Такой подход отразится на потребителях и чреват расширением нелегального сектора. Вот такой получается замкнутый круг. Компании предпочли бы отложить обязательную маркировку еще на пару лет, до более спокойных времен, когда «ковид», возможно, отступит. Тогда эта мера действительно поможет навести порядок на алкогольном рынке.

Ранее LIVE24 сообщало, что Союз пивоваров России (СПР) попросил правительство ввести квоты на экспорт ячменя и солода, а также повысить вывозные пошлины. В противном случае стоимость пива может вырасти в связи с подорожанием солода.