ЗиЛ-130 – ветеран советских строек
Этот автомобиль попадался почти на каждой стройке. В отличие от ГАЗ-53, ЗиЛ-130 спокойно перевозил бетон в кузове, тем более, что самосвалов на шасси этого грузовика было больше.
Завода ЗиЛ давно не существует. Но машины, выпущенные данным предприятием, продолжают трудиться. Конечно, их бензиновые двигатели расходуют слишком много топлива для современных реалий. Но для эпизодического использования в частных хозяйствах это не критично. Тем более, что давно уже существует практика установки дизельных моторов.
Сегодня наша редакция “LIVE24” совместно с автоэкспертами портала “CarsWeek” расскажет про самый популярный грузовик Завода имени Лихачёва. Это ЗиЛ-130 – лучший советский среднетоннажник. Кстати, эти автомобили до сих пор трудятся не только в России и странах СНГ, но и на других континентах и островах.
Как он появился
Началось всё в 1957 году, когда из ворот Завода имени Лихачёва выехал первый ЗиЛ-164.

Данная модель изначально не соответствовала тогдашним реалиям. Если разобраться, то это просто ЗиС-150, только глобально модернизированный. Поэтому в конце 1950-х годов конструкторы начали работать над новой, более современной версией грузовика.
При создании автомобиля ориентировались на американские модели данного класса. Но нельзя сказать, что будущий ЗиЛ-130 скопировали – у машины был просто похожий дизайн, технические характеристики же свои, советской разработки.
Серийное производство ЗиЛ-130 стартовало в 1963 году. Но только в 1964 г. он полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164. Большинство новых грузовиков уже с завода красились в голубой цвет с белой окантовкой. Именно таким ЗиЛ-130 и запомнился тем, кто вырос при существовании СССР. Цвет символизировал мирное небо над головой, в первую очередь, для иностранцев.
Лучший для своего времени
Во второй половине 1960-х годов грузовики ЗиЛ-130 только начали поставлять в автопарки. Тогда на них ездили лучшие водители. Ведь машина дарила невиданный до сих пор уровень комфорта.

Например, внутри могли разместиться три человека. Для водителя предусмотрено отдельное регулируемое сиденье из импортного латекса. Появилась новая, более эффективная система отопления. Для охлаждения в жару крышу снабдили лючками. Даже про омыватели стекла не забыли, что для грузовиков тех лет вообще было в новинку. А ещё обзор через панорамные стёкла кабины радовал.

Оснастили ЗиЛ-130 и гидроусилителем руля. Это был первый среднетоннажный грузовик в СССР, получивший данную опцию. Теперь даже водители хрупкого телосложения могли спокойно маневрировать в ограниченном пространстве – «баранка» вращалась легко.

Под капотом ЗиЛ-130 разместили мотор V8. Этот силовой агрегат разработали на основе американского двигателя Ford F-600. Даже внешне эти ДВС похожи. Рабочий объём мотора ЗиЛ-130 – 6,0 литра при мощности 150 л. с. С этим двигателем грузовик легко и непринуждённо разгонялся до 90 км/ч, что сопоставимо с советскими легковушками тех лет.
Есть мнение, что новому среднетоннажнику нужен был дизельный мотор. Он более экономичный, да и тяга на низах лучше. Вопреки распространённому мнению, такой двигатель могли сделать и запустить в серийное производство, хотя бы на основе минских тракторных ММЗ.
Проблема была не в моторе, а в обслуживании. «Народный» грузовик нужно было где-то ремонтировать. Если бензиновый ДВС получалось починить в любой колхозной мастерской, то с дизелем этот номер не проходил. С другой стороны, тракторы же как-то ремонтировали…
Коробку передач разрабатывали специально для ЗиЛ-130. Она зарекомендовала себя надёжной и ремонтопригодной. Даже сейчас этот агрегат часто ставят на ГАЗ-53 при переделке на дизель. Это значит, что МКПП спроектирована с большим запасом по крутящему моменту.
Никаких «перегазовок» при переключении передач на ЗиЛ-130 не требовалось. Ведь все ступени, кроме первой, оснастили синхронизаторами.
Несмотря на отсутствие блокировки межколёсного дифференциала, ЗиЛ-130 ещё на испытаниях демонстрировал отличную проходимость. Благодарить за это нужно большеразмерные колёса и высокий дорожный просвет. Конечно, специально в грязь на грузовике лезть не стоило, но на стройках и в сельской местности он застревал редко.
Рама, да и в общем шасси ЗиЛ-130 изготавливалось с запасом прочности. Поэтому автомобили выдерживали перегрузы до 30 %. Но в СССР даже эти значения превышали, из-за чего рамы деформировались и трескались.
Из-за надёжности и простоты конструкции, ЗиЛ-130 задержался на конвейере до 2010 года. Правда, с 1994 г. он выпускался в Новоуральске.
Самые популярные версии
Для современных россиян, помнящих ЗиЛ-130, он видится в модификации самосвала со стальным «корытом».

На таких чаще всего возили бетон на стройки. Но Завод имени Лихачёва выпускал только три версии. Самая популярная – это шасси с кабиной. На втором месте бортовые грузовики с деревянным кузовом. На третьем – тягачи.
Все остальные версии, которых было очень много, выпускались сторонними предприятиями.

К ним относятся самосвалы в нескольких модификациях, различные фургоны, рефрижераторы, автовышки, подъёмные краны, поливальные машины, асфальтовозы и прочие.
Выпускали на Заводе имени Лихачёва и версии для эксплуатации в северных широтах. Такие получали двойные стёкла и качественную термоизоляцию кабины и моторного отсека.
Самые опытные работники конвейера занимались сборкой тропических версий ЗиЛ-130. Иногда, чаще всего по знакомству, такие машины попадали и на советские автобазы. О них мечтали, так как все узлы и агрегаты на сборку шли только высшего качества, проходя через несколько этапов проверок.
Всё электрооборудование, включая проводку, было специально изолировано от повышенной влажности. А самое «модное» для советских водителей – это штатный вентилятор на приборной панели.
За долгие годы выпуска, ЗиЛ-130 неоднократно модернизировался. В процессе работ увеличивалась грузоподъёмность и гарантийный ресурс. В середине 1970-х на шасси ЗиЛ-130 создали трёхосный ЗиЛ-133 с дополнительным ведущим мостом.
Сейчас ЗиЛ-130 всё ещё можно найти в продаже. Если кто-то готов смириться с расходом бензинового V8, а это 30-40 литров, в зависимости от загруженности, то машина ещё прослужит не одно десятилетие.
Раенее мы писали, какие авто с пробегом можно купить в РФ до 2 млн рублей.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU в Дзен.Новости и News.Google. Следите за главными и оперативными новостями России и Мира в нашем telegram-канале и ВК.